Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Ищите прежде Царствия Божия.

И правды Его, - присовокупляет Божественный Руководитель к Царствию Божию. Важное слово, на котором некоторые не хотят утвердиться, а оттого разрушают все дело! Сын Адамов, каков есть теперь, хочет идти и царствовать со Христом, но сын Адамов есть плоть и кровь, а плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1Кор.15,50). Как рыба не может жить в воздухе, так плоть с ее страстями и похотями не может жить в Царствии Божием. Надобно сыну Адамову родиться вновь, чтобы соделаться сыном Божиим. Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (Ин.3,3). Скажут: "Мы уже возродились в крещении". Справедливо, но если сие новое порождение неповрежденно сохраняется в вас, живет и возрастает, как свойственно всякому порождению живому, то покажите в себе жизнь духа в ее движениях и действиях чистых, святых: Аще живем духом, духом и да ходим (Гал.5,25). Покажите плод духовный, который есть во всяцей благостыне и правде и истине (Еф.5,9), покажите же дела правды, достойные Царствия Божия, которое есть правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим.14,17). Кто после благодати крещения не приносит сих живых плодов духа, в том жизнь духа стеснена и подавлена паки жизнию плоти, и должно опасаться, чтоб оная совсем не угасла. Желаешь ли возбудить в себе жизнь духовную, которая одна может наследовать Царствие Божие? Возбуждай в себе действия, ей свойственные, сей и возращай плод правды.

Как желаешь жизни, так желай правды; как непрестанно бережешь жизнь, так непрестанно наблюдай правду. Ищите Царствия Божия и правды Его.

Должно признаться, что нелегкое искание, но какое приобретение! Вся приложатся. Верным исканием одного приобретено будет все, небесное и земное. Не затрудняй себя мыслию, что сие обещание слишком велико и чудесно, не колебли сам своей веры, Тот, который Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим.8,32)? Тот, Который вначале все сотворил для человека, - я вспоминаю и сие, но совсем не для того заключения, какое выводят из сего чада мира, - Тот, Который все покорил человеку непорочному, все покорил суете для человека согрешившего, затруднится ли все сотворенное обратить в служение человеку, воссозданному во Христе, наследнику и причастнику Царствия Божия? Или обратимся паки непосредственно к слову нашего Божественного Учителя - Тот, Который питает птиц небесных, не сеющих и не жнущих, Который одевает крины сельные богатее, нежели как Соломон облачался, попустит ли погибнуть гладом, или жаждою, или наготою чадам Своим, которые для Него и в надежде на Него алчут, и жаждут, и наготуют, и скитаются? Если в целом царстве земном не будет хлеба и не будет человека, который бы мог напитать сына Царствия Божия, Бог повелит врану быть его хлебодаром - правда, сие случилось с пророком, но разве меньшего попечения достойны те, которых Иисус Христос поставил цари и иереи Богу и Отцу Своему?

Не бойтесь, христиане, отлагать попечение о земном для попечения о небесном, ничто не будет потеряно - вся ваша, если вы Христовы (см.: 1Кор.3,22-23), ищите только прежде всего Царствия Божия, и сия вся приложатся вам. Аминь.

Слово на память Преподобного Сергия (о необходимости скорбей[156]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 25 сентября 1836 г.[157]

Возвратистася в Листру и Иконию и Антиохию, утверждающа души учеников, моляща пребыти в вере, и яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие. Деян.14:21-22

Сие сказание святого евангелиста Луки о проповеди святых апостолов Павла и Варнавы представляет способ наставления довольно необыкновенный. Цель наставления, как вы видите из самого сказания, была та, чтобы утвердить души учеников в вере. Какое же средство употребляют для сего богомудрые наставники? Они предсказывают верующим скорби, и скорби необходимые, потому что чрез них надобно достигать Царствия Божия. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Не надлежало ли опасаться, что сия истина грозная поколеблет веру, а не утвердит? Не лучше ли было бы скрыть опасное предусмотрение опасностей? Но нет! Апостолы не скрывают учения о скорбях, предстоящих на пути к Царствию Божию - видно, нужно сие учение. Они предлагают сие учение, желая утвердить души учеников в вере - видно, есть в сем учении сила для утверждения веры.

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Апостолы не говорят: "Многими познаниями подобает внити в Царствие", хотя сие, по-видимому, было бы сообразно с сокровищами премудрости и разума (см.: Кол.2:3), сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания, а следственно, и близкой надежды Царствия Божия не многими познаниями, но многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простою молитвою: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк.18:13).

Не говорят: "Многим временем подобает внити в Царствие Божие", хотя и на земле многое достигается не скоро, а небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте в несколько часов и даже, может быть, в несколько минут совершил путь от врат адовых до дверей рая.

Не говорят: "Многими трудами и подвигами подобает внити в Царствие Божие", хотя то правда, по слову Самого Иисуса Христа, что Царствие Небесное нудится (Мф.11:12). Видно, успех усилий, которыми достают Царствие Небесное, не всегда определяется тягостию трудов и числом подвигов. Перстень сына Царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой (Лк.15:21), а не успел еще принести просьбы, как ему даровано более, нежели он смел желать и надеяться.