Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Теперь спрашивайте: отчего у некоторых людей, желающих быть управлеными в Царствие Божие, между сим желанием и исполнением оказывается слишком великое расстояние или даже пропасть? На основании слова Христова ответствуем: оттого, что они, возложив руку на рало, зрят более или менее вспять, не стараются око душевное постоянно и преимущественно иметь обращенным на путь Царствия Божия, к духовным предметам, обязанностям и подвигам, ко Христу и Его учению и примеру, но, взирая иногда к Небу, гораздо чаще обращаются к миру и засматриваются на его прелесть и суету; на духовное смотрят равнодушно, а на плотское и мирское пристрастно; вступают в подвиг для Бога и обленяются и предаются самоугождению.

Что же надобно, чтобы наше направление к Царствию Божию сделалось действительным, верным, упроченным? Опять на основании слова Христова ответствуем: надобно, чтобы возложивший руку на рало не смотрел вспять, чтобы воззревший благочестивым желанием к Богу не пригвождал уже пристрастных взоров к тварям, чтобы вступивший в подвиг для своего спасения не изменил ему разленением и непостоянством. Если же поврежденная природа, не совсем побежденная недобрая привычка, соблазн как бы невольно уклоняют мысль его к небогоугодному, он должен неукоснительно и крепко возтягнуть себя от худшего к лучшему, угрожая себе судом Христовым, что зрящий вспять не будет управлен в Царствие Божие.

Помыслим, братия, каждый о себе, не бываем ли мы в положении оного человека, которого Христос Спаситель обличил как находящегося в противоречии с самим собою и признал не управленным в Царствие Божие.

Скорбно восчувствовал ты свое греховное состояние и тягость оного для совести и прибегнул к покаянию, вследствие которого можешь с утешением рещи Богу словами псалмопевца: Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5). Через сие ты вступил на добрый путь. Ты возложил руку на рало: приближился к Богу и начал благоугождать Ему. Но что потом? Продолжаешь ли идти в предняя? Тщательно ли хранишь приобретенную чистоту души? Не возвращаешься ли небрежно и беззаботно к расположениям и делам, которые ты осудил и отвергнул в покаянии? Если так, то берегись и страшись. Ты зришь вспять, следственно, теперь ты не управлен в Царствии Божии.

Прекрасно! Ты возлагаешь или возложил руку на рало с такою полною решительностью и силою, что почти неуместным представляется опасение, чтобы ты не вздумал обращать взоры вспять. Однако же опыт открывает, что и здесь есть место сему опасению. За бегущими от мира бегут мирские помыслы и невольно иногда обращают их взоры вспять, как то случилось с блаженным Иеронимом, который, убегая от суетного мира, удалился из Рима в Святую землю, но который признавался, что и оттуда взоры неукрощенного воображения его возвращались к суетным и страстным зрелищам Рима[4]. Итак, удаляющийся от мира и возлагающий руку на рало духовного подвижнического делания с усиленным вниманием и осторожностью должен блюсти свое око, дабы прилежно возводить оное горе - к Богу, устремлять в предняя - к дальнейшему упражнению и усовершенствованию в благочестии и добродетели и не давать оному свободы обращаться вспять - к видам плоти и мира, по-видимому легко занимающим, но неприметно прельщающим и пленяющим. Что, если озришься на Содом? Можешь превратиться в столп слан. Что, если помыслишь возвратиться в Египет? Можешь умереть в пустыне, не достигнув Земли обетованной.

Маловерие и леность могут приводить нас в уныние мыслию, можно ли так неуклонно взирать к Богу и на путь Царствия Его, чтобы не озираться вспять. Что на сие сказать? Преподобие отче Сергие! Обличи наше маловерие и леность, возбуди нас, вразуми, поощри, укрепи твоим примером и благодатию. Еще младенствующую руку возложил ты на рало подвижнического делания, удерживаясь от млека матернего для поста, и до глубокой старости не ослабил твоих подвигов. Если ты, изъявив, не тотчас исполнил желание пустынножительствовать, это не значило зреть вспять, потому что ты взирал на заповедь Божию: Чти отца и матерь (Мф.15:4). Вступя в пустынножительство, ты не обращался к миру не только для достижения каких-нибудь облегчений и утешений, но и для приобретения необходимого. Во время скудости хлеба в твоей обители ты ожидал его не от людей, а от Бога. В скудости хлеба для тебя самого ты доволен был тем, что своею работою от одного из своей братии приобрел загнивший хлеб. Начальство приял ты потому только, что не мог уклониться от него без нарушения послушания, без вреда для многих душ. И когда начальствовал над обителью, получившею уже знаменитость, твой труд, твоя худая одежда, твое смиренное слово представляли тебя низшим из братии. Так вел ты рало духовного подвига, так сеял слезами, чтобы родились, возросли и созрели плоды духовные и видимые, которыми доныне питаемся.

Богу, дивному во святых Своих, но и всех, усердно ищущих Царствия Его, дивно милующему и спасающему, слава и благодарение вовеки. Аминь.

Беседа в день обретения мощей Преподобного Сергия и Тезоименитства Его Императорского Высочества благоверного Государя и великого князя Сергия Александровича (об истинном покое). Говорена в Троицкой Сергиевой лавре 5 июля 1858 г.

Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Мф.11,29

 Господь наш Иисус Христос призывает к Себе всех труждающихся и обремененных и обещает им успокоение: Обрящете покой душам вашим (Мф.11,29). Аз упокою вы (28).

Кто из нас не нуждается более или менее в покое души? Одни обременены усильным по необходимости трудом, другие стеснены скудостию, иные огорчены и затруднены встречаемым недоброжелательством и несправедливостью, иные страждут от болезней, иные утруждены внутренним противоборством греху и чувством своей виновности пред Богом, иные сами себя лишают душевного покоя и потом тщетно ищут его, предаваясь гневу, зависти, ненависти, корыстолюбию, честолюбию, ненасытимой алчности чувственных удовольствий.