Collection "Holy Fathers on Prayer and Sobriety"

7) Будем молиться, чтоб сподобиться нам дарования, а сподобившись не будем высоко думать о себе [1, 145].

8) Со всех сторон обнеси дом (души твоей) стеною (трезвенного внимания), и не оставляй скважины в ограде, чтобы враг, вошедши чрез нее, не разграбил дома твоего (это — заботливый помысл), и ты не стал виною своей погибели [1, 146].

9) Не всегда дует одинаковый ветр (искушений), но в ветрах бывают перемены: посему надобно приучать себя к делу (брани разной): ибо не знаем, что «родит находяй день» (Притч.27,1). (1, 153].

10) Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред [1, 154].

11) Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем [1, 159].

12) Не люби плотского покоя, чтоб не найти себе в нем духовного вреда [1, 161].

13) Не вдавайся в непомерную работу: потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке.

14) Терпеливо и не скорбя совершать дело Божие по установленному порядку — дают страх Божий, памятование о смерти и о мучениях [1, 162].

15) Лучше заниматься делом, молитвою и размышлением при чтении божественных Писаний, чем прекращать сие не во время и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.

16) Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и милостыни, тот богатеет в Бога. Другие копят себе деньги; а ты копи себе молитвы и милостыни. Другие увеселяются свирелями и музыкою, а ты увеселяйся псалмопением и прославлением Бога. Иные находят веселие в удовольствиях; а ты находи веселие в Боге, Который тебе и всем возлюбившим Его уготовил венец славы [1, 163—4].

17) Нерадивый думает на молитве о том, чтобы услышать: «аминь»; а кто молится трезвенным умом, тот не тяготится длительностью службы [1, 165].

18) Да не падет на нас сказанное Пророком: «приближаются усты своими, сердце же их далече» (Ис. 29, 13).

19) Как бы молот и наковальню помести в уме своем, и пытай помыслы сердца своего; и, которые не окажутся годными, бросай прочь [1, 169].

20) Лукавому помыслу также худо давать возрастать в душе, как и худой траве на гряде с овощами [1, 170].

21) Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? — Но остров противостоит волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но можем противиться помыслам.

22) От чего иногда душа побеждается помыслами? От того, что не противится им, но дозволяет им входить внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстраивают душу.

23) Прежде, нежели укоренится в тебе страсть, вырви ее из себя, и прежде нежели даст отростки, исторгни корень ее из самых глубин. Ибо если попустишь ей укорениться в тебе, она возобладает над тобою [1, 171].

24) Кто молится трезвенно, тот попаляет демонов; а кто молится рассеянно, над тем насмехаются они.

25) Во время молитвы не заводи посторонней беседы, и не омрачится ум твой для молитвы [1, 172].

26) Великий дар — слезы в молитве, а увлекаться бесовскими помыслами тоже, что смерть.

27) Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы делают привязанным к вещам земным: а когда пренебрежет оно тленным, тогда приимет нетленное.