ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Ежедневно раздражаю я долготерпение Твое, Владыко. Пред очами у меня — и худость моя, и милосердие Твое.

Поелику я во власти у нечистаго врага, который всегда угнетает меня, то день и ночь со слезами буду взывать к Твоему милосердию, чтобы избавил Ты меня от нападений его. Ибо кто возможет перенести лукаваго, если хотя на минуту отступит благодать Твоя, Владыко?

Враг с часу на час и словами, и делами угнетает душу мою. Сила Твоя, Христе, запретившая волнам морским, да запретит и ему чтобы не имел он силы надо мною, рабом Твоим; потому что ежедневно обновляет он против меня ухищрения свои и спешит овладеть умом моим, отвлекая его от сладости Божественных заповедей Твоих и спасительнаго поучения в оных. Пошли же, Владыко, благодать Твою вскоре, чтоб от раба Твоего отогнать великаго змия со всеми скверными и злыми помыслами.

Обиженная вдова приходит к немилосердому и несправедному судье, чтобы защитил ее от соперника ея, а я прихожу к милосердому своему Владыке, долготерпеливому и благому, имеющему во власти небо и землю, — да услышит меня вскоре. Являющий защиту Свою всем, надеющимся на Тебя день и ночь, не замедли и моим защищением, Владыко. Исхити меня у врага и управь путь мой к Тебе, чтобы, победив врага благодатию Твоею, благословлял я Тебя, милосердый и долготерпеливый, и прославлял Тебя единаго, желающаго спасения всем человекам.

114. БЛАГОДАТЬ ПРИХОДИТ И, НАХОДЯ СЕРДЦЕ НЕЧИСТЫМ, ОТХОДИТ, — ХРАНИ ЖЕ СЕРДЦЕ ЧИСТЫМ

(1, 317).

Благий Бог дарует нам просвещение ведения, и благодать Его во всякое время часто посещает сердца наши. Если находит она себе упокоение, то вошедши, постоянно обитает в душе; если же не находит чистаго сердца, тотчас отступает. Но щедроты снова побуждают ее снизойти и посетить нас грешных, потому что все мы изменчивы по произволению, но не по природе.

Всегда мы разсеянны и слабы, завистливы и лукавы, часто думаем друг о друге худо, занимаемся лукавыми помышлениями и всегда, как в ужасной тине, погружены в нечистых помыслах. Отчего, когда благодать приходит посетить нас, то, встречая в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно, и разве только светоносною своею сладостию оставляет след в сердце, чтобы познал человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, чтобы таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее.

Видишь ли Промысл Божий? Видишь ли милосердие Христово? Видишь ли, как Святый Бог всегда любит нас и хочет, чтобы спаслись мы?

Блажен человек, который всегда старается уготовать благодати чистое сердце, чтобы, пришедши, нашла она благоухание добродетелей и святыню души — и возобитала в нем во век века.

115. ПО КРАЙНЕЙ СКВЕРНОТЕ НЕДОСТОИН Я ПРИСТУПИТЬ К ТЕБЕ, ГОСПОДИ, И МОЛИТЬСЯ

(4, 59).

Доныне и в сей самый день с постыжденным и поникшим долу лицом дерзаю вещать Тебе, Владыко Ангелов и Создатель всяческих: я — земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я — осужденник, весь покрытый ранами и исполненный уныния. Как вознесу взор ко благодати Твоей, Владыко? Как осмелюсь подвигнуть нечистый и оскверненный язык? Как положу начало исповеди моей?

Сверх меры оскорбил я, окаянный, имя Твое и жил блудно, паче блуднаго сына, осквернил и повредил я в себе образ Твой, не соблюл гласа заповедей Твоих.