ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых
Велик страх в тот день суда, когда каждый даст отчет в делах своих, и в помыслах и даже в мановении очей. Ты оправдай меня тогда, Судия мой; ибо хоть и виновен я, но имею волю каяться.
Терзаться и безпредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.
Тогда горе тому, кто, подобно мне, соделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтоб не быть посрамленным здесь! Там в день суда будут указывать на него перстами.
Беззакония мои умножились, дни мои протекли и исчезли, приближается время конца, а покаяния нет во мне. Если не будет места щедротам, горе мне в день суда!
Блажен человек, который потрудился немного в этом мире; ибо он наследует царство в мире непереходящем. За малый труд приобретет он великое наследие.
На суде Твоем, Господи наш, нет лицеприятия: тогда каждому воздано будет по делам его: у кого дела хороши, тому царство, а у кого худы, тому мучение.
Отверзи мне дверь щедрот Твоих, Надежда кающихся, и простри ко мне руку Твою, исполненную врачевств, чтобы обвязала струпы мои и исцелила язвы мои.
Воля моя отказывается следовать Твоей воле. Ты Сам покори меня воле Твоей, чтобы чрез то получил я спасение и прославил волю Твою, которая благоволит к кающимся.
Милостиво приими молитву мою о примирении с Тобою и, по благости Твоей, даруй мне жизнь в пришествие Твое; и посрамится лукавый, когда увидит, что помиловала меня правда Твоя.
43. УРОКИ ЖИЗНИ
(2, 103).
Видя приятности жизни, остерегайся, чтобы оне не увлекли тебя. Ибо в них сокрыта сеть смертная. Так и рыболов не пустую закидывает уду.
Враг, как приманку на уде, употребляет в дело прелесть сласти, раздражающей вожделение, чтоб чрез то уловлять души и ставить их в зависимость от себя.
Душа, прежде уловленная в волю врага, делается для других душ вражьею сетью, кажущимся наслажденьем своим прикрывая горечь греха.
Прилежа добродетели, не приходи в уныние от трудов; потому что без труда нет добродетели.
Во время труда возводи душевное око горе, и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.
Труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели. Предаваясь первым и удалясь от вторых, не давай однакож места и трудам пустым, не приносящим плода добра.
Терпи для Бога скорби настоящей жизни и не напрасно будешь водиться упованием Святых.
Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся в делах Божьих, чтобы близ себя не иметь обличения; но тем увеличивают только венцы внимательных тружеников.
Держи смиренномудрие, чтобы не утратить плода добрых дел. Если отринеш оное, то будешь причислен к трудящимся всуе.
Хочешь ли стать стражем души? Отвсюду приведи себя в безопасность, чтоб не прокрались где сластолюбивые помыслы и не погрузили ладьи твоей в пристани.