Collected Works, Volume 1

Glory to God, for He washed away my sins by the bath of baptism!

Thank God, for He showed me the way to eternal bliss! And the way is Jesus Christ, the Son of God, who says of himself: I am the way, the truth, and the life!

Слава Богу, яко согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои!

Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего!

Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях!

Слава Богу, яко при бедственных и смертных случаях меня сохранял!

Слава Богу, яко меня от врага – диавола защищал!

Слава Богу, яко меня лежащего восставлял!

Слава Богу, яко меня печалующегося утешал!

Слава Богу, яко меня заблуждающего обращал!

Слава Богу, яко меня отечески наказывал!

Слава Богу, яко мне объявил страшный Свой суд, да того боюсь, и каюсь за грехи мои!

Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да той избегну, а сего поищу!

Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которой немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которой нагое мое тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоевался!

Слава Богу и о прочих Его благах, которые мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний!

Слава Богу о всем!

Ныне я к вам, братия моя, слово мое обращаю. Не могу я с вами, как прежде, устами и гласом беседовать, так как бездыханен и безгласен, но беседую малым сим письмецом. Первое, храмина тела моего разрушилась, и как земля земле предается, по слову Господнему: земля ecu и в землю пойдеши, но со св. Церковью: Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Надежда моя сидит одесную Бога, Иисус Христос, Господь мой и Бог мой. Он воскресение и живот мой. Он мне говорит: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Он меня спящего всесильным Своим гласом возбудит. Второе, отошел я от вас в путь всей земли и отлучился, и уже друг друга не видим, как прежде. Но увидимся паки там, где соберутся все народы, от начала мира до конца пожившие. О! Сподоби Господи и там видеться, где Бог явится лицем к лицу, и тем видящих оживляет, утешает, радостотворит, увеселяет и вечно блаженными делает! Там люди, как солнце, сияют, там истинная жизнь, там истинная честь и слава, там истинная радость и веселие, там истинное блаженство, и все вечное и бесконечное. Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Третье: благодетелям моим, которые меня при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости благами своими снабжали, много благодарствую. Да воздаст им Господь в день он, в котором всем по делам их воздастся! Четвертое: всем, которые меня как-нибудь обидели, простил я и прощаю, да простит им Господь Бог Своей благодатью! Прошу и меня простить, если кого чем обидел, яко человек. Оставите и оставится вам, – говорит Господь. Пятое: пожитков как у меня не было, так и не осталось по мне. Прошу с тех, которые при мне жили и служили мне, ничего не взыскивать. Простите, возлюбленные, и Тихона поминайте».

На подлинном собственной его рукой было подписано: Ваш доброжелатель Тихон, недостойный епископ. Чтение этого завещания было неоднократно прерываемо слезами и рыданиями, как самого чтеца, так и предстоящих. При последнем же целовании народ поднял общий и сильный плачь и вопль.

Наконец, отпевание было окончено, тело было опущено в сделаный склеп, глубиной не больше одного аршина, заложено кирпичами, с выводом надгробия в форме гроба. Усердием почитателей свт.

Впоследствии вместо этой доски, сделана была серебряная, позолоченная, с изображением Святителя, усердием и иждивением майорши Анны Ивановой Хлусовой.

Завещание усопшего относительно его имущества было все в точности исполнено. Некоторые из оставшихся после него вещей отданы жившим при нем келейникам, а прочие или розданы бедным натурой, или проданы, и вместе с оставшимися деньгами, суммой на 14 руб. 50 коп., розданы нищим. Сочинения же были отправлены в Святейший Синод в том же году.