Collected Works, Volume 2

6) Последует страх. Ибо кому Христово страдание не будет на пользу и во спасение вечное, тому большее будет осуждение, а тем бо­лее христианам, познавшим Христа, но Его не слушающим. Бойся грешить, чтобы не лишить­ся благодати Божией и чтобы сама Кровь Хри­стова, пролитая, которой, однако, ты пренеб­рег, не возопила бы на тебя к Богу.

7) Последует утешение согрешившему и кающемуся. Если Христос за тебя пострадал и умер, то как согрешившего и кающегося не примет? Тяжко ли Ему отпустить грех тебе, с сокрушением и сожалением сердца к Нему при­ходящему и просящему прощения, – Ему, Ко­торому не тяжко было за тебя пострадать и уме­реть? С радостью отпустит тебе кающемуся гре­хи твои Он, Который за грехи твои умер.

8) Отсюда познавай, христианин, благоро­дство, честь, достоинство и преимущество души человеческой. Ради избавления и искуп­ления ее, не Ангел, не иной какой-нибудь хо­датай, от Бога посланный, но Сам Бог и Гос­подь пришел. Сам ее Своим пришествием по­чтил и посетил. И искупил ее от диавола, смерти, ада и прочих врагов, не серебром, или золотом, или другой какой-нибудь ценой тлен­ной, а честною Кровью Своей. Почтил Он нас в создании нашем, когда нас по образу и подо­бию Своему сотворил. Но более почтил, когда к нам, падшим и погибшим, Сам в образе на­шем пришел, и пострадал, и умер за нас. Так дорого душу человеческую поставил Господь, что Сам ради взыскания ее пришел и ради стя­жания ее Кровь Свою пролил. Чем дороже вещь, тем большая цена за нее дается. Атак как нет и не может быть ничего дороже, чем Хрис­тос и Кровь Его, то отсюда и драгоценность души человеческой познается, что ради нее Себя и Крови Своей Христос, Сын Божий, не пощадил. Познавай, христианин, драгоценность души твоей и не прельщайся прелестными чи­нами и титулами этого мира, которыми сыно­вья этого века прельщаются и впадают в безу­мие. Честь, слава и достоинство души твоей больше славы всего мира. Душа твоя – невеста, с Христом, Сыном Божиим, навеки обрученная и святой Кровью Его искупленная. Понимай ее благородство. Благородный Жених – бла­городная и невеста, Ему сопряженная. Не ви­дишь этого благородства и достоинства сейчас, но увидишь тогда, когда откроются чада Божии. Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Все бла­городство, до­стоинство и преимущество этого мира, вместе собранное, – гной перед честью и благородством души человеческой.

9) Отсюда последует смирение. Как? Вот каким образом. Если бы земной Царь пришел к тебе, низкому человеку, и посетил тебя, и при­шел бы, не тобою позванный, но сам, по своей воле, – не ужаснулся бы ты, и, упав перед ним, не сказал бы: «Кто я такой, что меня, низкого и недостойного, великий Государь мой посетил?» К нам, бедным и низким рабам Своим, не зем­ной, но Небесный Царь, Царь царствующих и Господь господствующих, пришел и посетил нас, не по нашей мольбе, но по Своему милос­тивому обещанию, и не только посетил, но и страдание и смерть претерпел за нас. Смиряй­ся же, христианин, видя к тебе такое снисхож­дение Царя твоего, Бога и Господа твоего, кла­няйся, падай перед Ним и говори Ему со стра­хом и смирением: «Кто я такой, земля и пепел, грешник и раб негодный, что ко мне Господь мой и Бог мой пришел? Но так беспримерной Его благости изволилось! Слава благости Его, слава человеколюбию и безмерным щедротам!»

10) Видим, как смирился для нас Господь наш. Смиримся и мы, христиане, ради Него и ради себя. Ради Него – так как Ему ничто так не приятно и не любезно, как смирение наше. Ради себя – так как нам ничто так не полезно, как смирение, так как Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5). Не возгнушался Он нами, подлыми и грешными рабами. Не возгнушаемся и мы подобной себе братией, хотя и низшей от нас, глядя на тот жи­вой образ смирения. То есть пускай господа с рабами своими, высокие с низкими, богатые с нищими, славные с подлыми, мудрые с нера­зумными, ученые с неучеными, как с братией своей, обходятся, и пусть никто другого не пре­зирает. Этого наше родственное естество требу­ет. Не презрел Он нас, подлых и униженных, – не презрим и мы, подлые, подлых, и унижен­ные униженных. Все мы до единого человека, по естеству и природе нашей, – нищие, убо­гие, бедные и окаянные, от князя и вельможи и до простого мужика. Зачем же бедному бед­ного презирать, когда Господь и Царь славы нас, подлых и бедных, не презрел?

11) Так как мы Христа, за Его высочайшее к нам благодеяние, не можем здесь достойно воз­благодарить и Он ничего не хочет так, как на­шего спасения (для этого и пришел в мир, и по­страдал, и умер), то постараемся благодатью Его спастись и этим угодить Ему. В будущей жиз­ни, через всю нескончаемую вечность, будем петь Ему с Отцом Его и Святым Духом песнь благодарения, хвалы и славословия. Аминь.

11. Осужденный и его смертная казнь

Бывает, что человек по заслугам своим и по законам осуждается на смертную казнь. И ве­дут его за город, и следует за ним множество народа, и на определенном месте принимает казнь. От этого позорища обрати, христианин, ум свой и размышление к страшному и ужас­ному позорищу спасительного Христова стра­дания. Так Хри­стос, Сын Божий, был судим и осужден на смерть. Но неправедно и неповин­но был веден Он на смерть, как овца на закла­ние, и шло за Ним великое множество народа (Лк. 23:27). И за городом выведен был на место смерти, и там между двумя злодеями претер­пел крестную и смертную казнь.

Ужасное и умилительное позорище! Сын Божий и Господь славы, как злодей, был осуж­ден и веден на смерть, и смертную казнь при­нял! От кого? От злых рабов Своих! За кого? За непотребных рабов Своих! Рабы согрешили, и наказание претерпел Владыка! Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5). Где? Вне врат Иерусалимских! Перед кем? Перед очами Божиими, ангельскими и челове­ческими.

Видишь, христианин, страшное и ужасное позорище. Смотри же и рассуждай о причине его! Причина тому – грехи наши. Так и мои, и твои, и всего мира грехи очищались. Так прав­да Божия удовлетворялась, которая грехами мира была раздражена! Так Бог с миром прими­рялся и мир с Богом! Так оправдание нам, греш­ным, заслуживалось, и спасение вечное соделывалось! Так от пленения и власти диавольских, адского мучения и вечной смерти избавлялись мы! Так восход на небо готовился нам, и не­бесное царствие, грехами нашими закрытое, открывалось, и все, что во Адаме мы потеря­ли, возвращалось!

Во Адаме мы диаволу и власти его темной подвер­глись – а через Христово страдание от него избавились. Во Адаме согрешили мы и прокляты стали – а через Христово страдание оправдание и благословение Божие возврати­лось нам. Во Адаме мы умерли и погибли – а Христовым страданием ожили и спаслись. Во Адаме мы от Бога удалились, а Христовым страданием к Богу привелись. В Адаме мы из рая изгнаны – а Христовым страданием в рай не земной, а небесный возвратились. Во Ада­ме мы обесчестились и посрамились – а че­рез Христово страдание почтены и прослав­лены. Во Адаме мы всего добра лишились и во всякое бедствие и окаянство впали – а Хрис­товым страданием всякое добро получили и от всякого злополучия избавились.

Итак, от Христова страдания, как от источ­ника спасения, все наше благополучие проис­текает. Его страдание – причина нашей отра­ды. Его смерть – причина нашей жизни. Его судом и осуждением мы от суда и осуждения вечного избавились. Его ранами мы исцели­лись. Его узы, которыми Он связан был, нас от уз греховных разрешили, за что поем Ему с про­роком: Ты расторг узы мои. Тебе принесу жерт­ву хвалы (Пс. 115:7–8). От Его печали, скорби и туги мир и радость вечная нам проистекли. Его милосердными слезами отираются слезы очей наших, и действительны перед Отцом Небесным бывают. Обнажение Божественного Его Тела ризу спасения и одежду веселия нам сде­лало. Смирением и унижением Его мы вознес­лись. От поругания и бесчестия Его вечная честь и слава нам последовала. Словом, все бла­женство духовное и вечное от этого спаси­тельного Источника нам проистекло. За это Ему, Начальнику жизни нашей, с Отцом и Свя­тым Духом, воссылаем вечное благодарение. Помни всегда, христианин, то время, в ко­торое это блаженство наше устраивалось. По­мни то время, в которое Бог в образе челове­ческом и рабском ради нас на земле явился и жил, между грешниками обращался, с грешни­ками ел, пил и беседовал; то время, в которое хуление и гонение от злых рабов Своих претер­пел; в которое грехов ради наших скорбел, тужил, ужасался и кровавым потом обливался; в которое льстивым и неблагодарным учеником был продан, предан и прочими учениками ос­тавлен; в которое был связан, веден на суд, су­дим и осужден был на смерть, был поруган, оплеван и заушен; в которое вопили на Него: возьми, возьми, распни Его (Ин. 19:6); в которое к беззаконным причтен, и ради нашего спасе­ния на Кресте умер. И старайся Искупителю твоему верою, любовью, смирением, кротос­тью и терпением следовать и угодить, и да бу­дешь с Ним вечно царствовать.

12. Царь, ожидаемый гражданами, приход его в город и прием его гражданами