Collected Works, Volume 2

О том же

В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но все­гда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Бу­дут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчай­шим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем бо­лее будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть – радость больше всякой радости, уте­шение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие свя­тых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворяще­го будет река – непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того – непрестанная ра­дость, веселье, утешение, наслаждение, вос­клицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство не­бесной вечери потечет.

Это, христианин, великая небесная вече­ря, к которой позваны мы Богом! Это рай Бо­жий, исполненный радостей и сладостей, имеющий посреди древо жизни, вкушающие от которого никогда не умрут, но вовеки живы будут! Это жизнь вечная и блаженная вечность!

Христиане! Поищем и мы ныне этого уте­шения покаянием и верою. Поищем, пока ищется и обретается. Только здесь оно ищет­ся и обретается.

О том же

На богатой вечери в мире этом бывает, ста­вятся светильники и свечи горящие. На той небесной вечере не нужен будет такой свет, ни свет от солнца и от луны, ибо и ночи там не будет. Слава Господня осветит все. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освеще­ния своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его – Агнец (Откр. 21:23). И ночи не бу­дет там, и не будут иметь нужды ни в светиль­нике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (Откр. 22:5). Не будет уже солнце служить тебе, Иерусалим небесный, светом дневным, и восход луны не просветит твою ночь; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце для тебя, и луна не оскудеет, ибо Господь будет для тебя венным светом (Ис. 60:19–20).

Господи, во свете Твоем узрим свет! (Пс. 35:10). Пробави милость Твою ведущим Тя. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32:22).

О том же

В этом мире вечеря временно бывает, ибо гости, пришедшие на вечерю, довольно всего получив от хозяина, по домам своим расходят­ся. И как вечеря, так и утешение ее прекра­щается. Всякое временное утешение и услаж­дение, как дым, вскоре исчезает. Не так будет на той великой вечери. Она, однажды начав­шись, никогда не кончится, и потому непрес­танно и без конца будет. На этой вечери возлежащие бесконечно будут видеть Лицо Божие, и сладчайшим Его лицезрением без сытости во веки веков насыщаться. Без конца и без сытости будут эту небесную пищу есть и это пресладкое питие пить. И как царствию Христову не будет конца, так и святые Божий люди с Ним, как члены с головой, царствовать будут во веки веков. Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков восхвалят Тебя, Царю мой и Боже мой! (Пс. 83:4–5). Вспомни о нас, Госпо­ди, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим (Пс. 105:4– 5). Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя, ибо Он из­бавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду благоугоден Гос­поду в стране живых (Пс. 114:6–8). Господи Иисусе! Скажи душе моей: «Я – Спасение твое!» (Пс. 34:3). Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Буди, буди! Аминь.

29. Завеса или покрывало

Что завесою завешено или покрывалом по­крыто, того не видим. Так не видим солнца, облаками закрытого. Не видим лица, платком или одеждою закрытого. Не видим вещей, за завесою лежащих, и прочее. Так у всякого греш­ника нераскаянного, у всякого блудника и пре­любодея, у всякого хищника, вора и мздоимца, у всякого лживого и обманщика – словом, у вся­кого бессовестного человека перед глазами не­кая завеса висит, и на душевных очах как бы не­кое покрывало лежит и не допускает видеть, каких он благ лишается, как в горькую поги­бель идет. Идет в ров, и не видит рва, и впадет в него, если не осмотрится. Эту завесу и покры­вало, сатана – враг человеческий – устраива­ет тем людям, которые неосторожно живут, не внимают Слову Божию, как светильнику но­гам нашим, и оставляют молитву, без чего лю­бой человек слеп; устраивает, чтобы не увиде­ли они погибели. Отнимается эта завеса или покрывало, когда человек истинным сердцем обратится к Господу. Тогда он увидит бедствие и погибель свою. Тогда уразумеет, где был, как заблуждался. Тогда начнет воздыхать, плакать и рыдать. Тогда он не иначе, как от сна востав, начнет ходить, как прежде ходил. Посему ска­зано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). – Господи, Более Сил, обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79:4).