Collected Works, Volume 3

Our body is blind if it does not have open eyes, deaf if it has no ears – the soul is blind if it does not have the enlightenment of the Holy Spirit, and deaf if it does not have a proper hearing of the voice of God, which is stretched out in the Holy Scriptures. Our body has riches: gold, silver, and other things, according to the opinion of this world, are expensive; poor and miserable, if he does not have. The soul also has its riches – the spiritual gifts of God: faith, justification, sanctification, wisdom, and so on; poor, wretched and naked, if he does not have them. Scabs, wounds, pus, wrinkles, and so on make our body ugly, but sin and disorderly passions make our soul ugly. Our body hungers and thirsts without food or drink, and endures nakedness without clothing – the soul hungers and thirsts without hearing the word of God, and remains naked without His grace. The body is comforted and strengthened by food and covered with clothing – the soul is comforted by the word of God and His grace that dwells in it, and its nakedness is covered with Christ's righteousness.

Our body is taken captive when it is taken captive by the enemy, or imprisoned, or bound with chains; He receives freedom when he is delivered from these calamities. The soul also has its bitter captivity, when a person falls under the power of the devil, serves sin and disorderly passions, commits fornication, drunkenness, kidnaps, steals, gets angry, and commits other passions; but he is freed by Christ when he turns from his sins to God and believes in Christ, the Deliverer of all.

Так и в прочем примечается сходство невидимого с видимым и души с телом, о чем Святое Писание научит тебя, христианин, если с прилежанием и желанием спасения своего будешь его читать или слушать. А как нам от бедствий духовных освободиться и блаженство духовное получить, представляется в том же Писании образ, то есть вера во Христа, Который верующих в Него избавляет и блаженными делает, как Он Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). И еще: Христос Иисус сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, – написал апостол Павел (1 Кор. 1:30).

Примечай здесь, христианин:

1) Эти пункты служат для разъяснения следующих моих предложений и рассуждений.

2) Эти подобия, взятые от различных вещей, чувствам подлежащих, и приложенные к невидимым, более полагаются ради простого народа, который не может понять учения о духовных вещах. Ничем же так не разъясняется, и понятным не делается, и в памяти не углубляется учение, как подобиями тех вещей, которые чувствам нашим подлежат и перед глазами нашими находятся. Поэтому видим, что и в священных книгах премного таких подобий имеется, которыми спасительное учение разъясняется, и небесные и духовные вещи земными и видимыми доказываются, как-то: слово Божие уподобляется семени, грешники – болящим, непросвещенные благодатью Божией – слепым, неизвестный день второго Христова пришествия – вору, в ночи приходящему, и прочее.

3) Вещь одна другой подобна бывает не во всем, а только в некоторых свойствах: поэтому и о подобиях, как здесь, в этом параграфе, так и в прочих приведенных местах, разуметь должно то же, что и они только в неких свойствах сходны с теми вещами, которые разъясняют.

4) Чтобы от видимых вещей к невидимым рассуждение обращать и так духовную пользу получать, требуется размышление верою, которая основанием своим имеет Божие слово, управляемое и утверждаемое, без которой удобно погрешить можно.

Статья 2.

О сердце и языке человеческом

Глава 1.

О сердце человеческом