Collected Works, Volume 4

Поэтому каждый, имеющий в сердце истинную веру, должен со святым апостолом Павлом держаться сего и исповедать: Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. 2:20). Сын Божий весь мир возлюбил и предал Себя за весь мир. Но святой Павел эту высокую Его любовь и благодеяние себе верою присваивает. Это и в прочих местах Святого Писания можно заметить, и в церковных песнях и премногих стихах можно видеть поющему и читающему со вниманием, как верная душа это великое дело человеколюбия Божиего себе присваивает. Святой Иоанн Дамаскин поет Христу: «Спасл еси всего мя человека» (Гласа 2, песнь 4). И далее: «До мене идеши, мене ища заблудшаго» (там же). И еще: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила» (Глас 8, песнь 4), и прочее. Так верная душа присваивает себе благодеяния Божии и заслуги Христовы, которые Человеколюбивый Бог всей твари вообще показал и показывает. Отсюда последовательно в сердце верующего восстает горячая любовь к Богу, благодарение, прославление имени Его святого, и так вера по своему произволению творит добрые дела.

2) Вера спасительная, что верует, то безбоязненно, где должно и нужно, исповедует, как учит апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10). Поэтому святой Давид говорит о себе: Я веровал, и потому говорил (Пс. 115:1). И апостол: и мы веруем, потому и говорим (2 Кор. 4:13). Отсюда восстает безбоязненное засвидетельствование истины перед врагами истины. Отсюда ревность ради Бога, особенно там, где слава имени Его требует. Отсюда бывает то, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12), ибо мир не любит истины, которую верные рабы Божии свидетельствуют. Отсюда просияло столько тысяч мучеников и исповедников, которые не только устами, но и излиянием крови своей засвидетельствовали истину перед врагами Божиими. Отсюда Христос говорит: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей (Лк. 12:51-53). Отсюда бывает, что нечестивый муж благочестивую жену свою и нечестивая жена благочестивого мужа своего ненавидит, нечестивый отец благочестивого сына и дочь свою ненавидит, нечестивая свекровь благочестивую невестку свою, нечестивый брат благочестивого брата своего и нечестивая сестра благочестивую сестру, нечестивый сосед благочестивого соседа и всякий нечестивый благочестивого ненавидит, гонит и обижает, так как благочестивый правду и истину словом и делом свидетельствует, и обличает неправду и ложь, чего нечестивые не любят.

3) Вера эта имеет дерзновение и упование на Божие милосердие, человеколюбие и помощь, поскольку высоко почитает благодатные Божии обещания милости, помощи и избавления всем, верующим в Него и верою призывающим Его. Она верует несомненно Обещавшему: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). И еще: Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя (Пс. 49:15). Поэтому вера называется осуществление ожидаемого, по учению апостола (Евр. 11:1). Ибо видит невидимое как видимое и будущее как настоящее, как и о святом Аврааме, отце верных, пишется: Был вполне уверен, что Бог силен исполнить обещанное (Рим. 4:21).

И Христос говорит расслабленному: Дерзай чадо, отпускаются тебе грехи твои (Мф. 9:2). Так милосердием Божиим и всякого верного ободряет вера, в сердце его живущая. Дерзай, так как Бог милостив, и потому помилует тебя. Он Истинен, – и потому исполнит Свое обещание, услышит тебя, призывающего Его. Он Всесилен, – и потому может избавить тебя.

Отсюда бывает, что верный с горячим дерзновением любви Бога называет своим Богом: Боже, Боже мой, к Тебе с утра взываю (Пс. 62:1). Боже мой, Милость моя (Пс. 58:18); своею крепостью, утверждением, прибежищем: Возлюблю Тебя, Господи, Крепость моя! Господь – утверждение мое, и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него; Защитник мой и рог спасения моего (Пс. 17:2-3).

Такое дерзновение веры изображается и в 90-м псалме: Живущий помощью Вышнего, – и прочее. Так и св. Иоанн Дамаскин, духом радуясь и играя, поет в своих песнях к Богу: «Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог! Ты мое радование!» (Песнь 4, глас 8), и прочее. Отсюда в сердцах верных радость и веселие духовное восстает, так что они показывают себя не только готовыми к страданию за Бога, но и с радостью воспринимают его, как пишется об апостолах: Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян. 5:41). Радость эта преизобильно растет и претворяет их сердца в духовное играние и воскликновение, когда взирают они с верою на будущую славу, уготованную терпящим скорбь и любящим Бога, вспоминают утешительное слово Христово: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:12).

4) Вера очищает сердце верующего от всего, что принадлежит миру, то есть от пристрастия к чести, славе, богатству, сладострастию и от всякого греховного обычая. Ибо неравное с неравным, например, огонь с водой не совмещается. Так, вера – дар небесный – с земным и тленным не совмещается, но всегда к небу стремится и сердце верующего восхищает туда, откуда произошла, ищет невидимого и вечного, и поэтому все, принадлежащее этому миру, вменяет за суету или за прелесть. Поэтому верным повелевается: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2:15).

Отсюда в верных восстают воздыхания и гласы плачевные: Увы мне, что жизнь моя в переселении продолжительна (Пс. 119:5). Восстают желания святые: Боже, Боже мой, к Тебе с утра взываю: возжаждала Тебя душа моя, и прочее (Пс. 62:2). Как лань желает на источники вод, так желает душа моя к Тебе, Боже, и прочее (Пс. 41:2). Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни, и прочее (Пс. 83:2-3). Ибо верные, истинные христиане – пришельцы и странники в мире сем. Поэтому Отечество их, дом их, богатство, честь, слава, наследство и все блага не в мире сем, но на небе, где и Отец их, к Которому воздыхают и молятся: Отче наш, Иже еси на небесех! – и прочее. И как человек, отлучившийся из своего дома и Отечества, всегда помышляет о доме и родителях своих, и сердцем и желанием своим к ним стремится, так верные рабы Божии, пока в мире сем и в теле живом, отходят от Господа (ибо ходят верою, а не видением), а потому и воздыхают, желая облечься в небесное их жилище (2 Кор. 5:2, 7).

5) Вера эта отвлекает верующего человека от надежды на создание, «на князей, сынов человеческих» (см. Пс. 145:3), на честь, богатство, силу свою, благочестие свое, на себя самого, и от всего того, что помимо Бога, но учит на одного Бога надеяться, в Нем одном почивать, от Него одного милости, защиты, избавления и спасения искать и надеяться. Ибо надежда с верой неразлучна, но с верой всегда пребывает. Поэтому как вера одного Бога зрит, так и надежду с собой влечет и к одному Богу привязывает, и на Него одного надеяться верующего учит.

Люди плотские, то есть по плоти и для мира сего живущие, на свою честь, на богатство, силу и хитрость свою надеются, и потому в нуждах своих и разных случаях к ним прибегают, и защиты и помощи от них просят. Верный же Божий раб не так: оставив всю эту надежду, как суетную, к одному Богу, как дитя малое к матери своей, прибегает и прилепляется, и у Него одного всего просит с надеждою, крепко держась за милостивое Божие обещание: Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя, и прославишь Меня (Пс. 49:15); и еще: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49:15), – и прочие милостивые Его обещания помня.

Поэтому святое Божие слово одних тех ублажает, которые на Бога надеются, как читаем это во многих местах Святого Писания. Напротив того, оно отзывает всех от надежды на человека и прочее создание: Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс. 145:3), – и в прочих местах, и проклятием поражает тех, которые надежду свою полагают на человека: Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой, и сердце которого отступило от Господа (Иер. 17:5). Ибо кто на кого надеется, тот в того и верует. И потому, кто на человека надеется, – в человека, как в идола, верует, и так от Бога сердцем отступает, как пророк говорит, хотя устами исповедует и почитает Его. Такой грешит против заповеди Божией: Я Господь Бог твой (Исх. 20:2), – и так совершает духовное идолопоклонство.

6) Вера освобождает верующего от греха, смерти, проклятия, ада, дьявола и прочих бедствий и делает его духовно свободным. Духовно, говорю, ибо телесно он может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, в узах, в темнице, связан и окован, ибо много таких среди верных. Такими были святые мученики и другие страждущие ради правды. И ныне есть люди, находящиеся под игом нечестивых, и рабы благочестивые, служащие своим господам. Но таковые все духовно свободны. Ибо духа никто не может поработить, пленить, связать, заключить, умертвить. Ибо где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И эту свободу означает Христово обещание: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36).

7) Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера – это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане, и потому приносят такие плоды, каково семя. Ибо не может дерево доброе приносить плоды худые, – говорит Христос (Мф. 7:18). Каково семя, таковы и плоды его. Ибо у злого семени змеиного, которое он посеял на сердце прародителя нашего, – злые плоды: ненависть, злоба, вражда и прочие грехи. А у семени Христова, которое есть вера святая, добрые плоды: любовь, милость, кротость, благость, милосердие, воздержание, и прочее (см. Гал. 5:22). Поэтому апостол говорит: Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6). Поэтому святые апостолы везде в своих посланиях увещевают к познанию плодов веры, то есть к добрым делам.

8) Вера эта соделывает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта – не о пище и питье, не о чести, не о богатстве, не о золоте, серебре, не о прочем, о чем сыны века сего радуются, ибо это радость плотская. Но это радость духовная – радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как апостол учит: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, – и прочее (Рим. 5:1). Ибо святое Евангелие – это радостная весть, и вера – это сердечное принятие Евангелия, поэтому принимающим его непременно следует духовная радость в сердцах, как о страже темничном, в Деяниях апостольских упоминаемом, пишется: Возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога (Деян.16:34). Потому эта радость, как пресладкая духовная пища, во многих местах Святого Писания предлагается верным, как может заметить читающий Псалмы, Евангелие и послания апостольские.