Collected Works, Volume 4

Если Иисус помощник и поборник твой, кто может победить тебя?

Если Иисус избавитель твой, кто может пленить тебя?

Если Иисус оправдание твое, кто может осудить тебя?

Если Иисус пастырь твой, кто может от руки Его восхитить тебя?

Если Иисус Царь и Господь твой, кто может поработить тебя?

Если Иисус жизнь твоя, кто может умертвить тебя?

Если Бог за нас, кто против нас?

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас, – дерзает и говорит Павел с любящими Бога (Рим. 8:31-34). Рассуждай, грешная душа, что есть Иисус и что любящим

Его дарует. Дарует то, чего не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

6) Ныне обрати очи твои на мир и рассмотри, что он такое и что любителям своим дает. Представляет тебе образ его апостол и говорит: Весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19). Зло во городах, в селах, зло в домах, зло на путях. Сосед на соседа враждует, путник с товаром боится разбоя: Враги человеку – домашние его (Мф. 10:36); нищий богатому завидует, поселянин гражданину, сановитый простого презирает, чернь негодует, жена мужа подозревает, муж жену, господин рабу не верит, раб господину льстит и лукавит. Все друг друга опасаются. Один крадет, другой, будучи обкраден, жалуется и проклинает. Тот клевещет, другой, будучи оклеветан, сугубо мстит оклеветавшему. Иной досаждает, другой мстит досадившему. От этого ссоры, брани, взаимные злословия, за этим следуют драки и кровопролития, отсюда друг на друга жалобы, друг друга судят и осуждают, а все неправы. Доходит дело до суда, тут зло злу последует новое и большее. Вымышляют друг на друга язвительные обличения, друг друга погубить или в крайнее бедствие ввергнуть стараются. Сами себя беспокоят душевредно, беспокоят и тех, кому долг велит разбирать правого и виноватого. Так мир непрестанно, как море, волнуется и любителей своих утруждает.

Любящий Христа не таков. Он, по подобию корабля, в тихой терпения гавани стоит, ни ветра, ни бури, ни волн не боится. Хотя и веют на него ветры искушений и ударяют волны бед, но он тишиною терпения безопасен стоит. Сам ни на кого не враждует и враждующим прощает, и так тих, покоен, мирен внутри себя, всегда и везде сокровище свое с собою носит.

Обещает мир и представляет любителям своим блаженство свое, но обманчивое и ложное. Блаженство его состоит в чести, славе и сласти, но это блаженство подобно сонному мечтанию, или меху, надутому воздухом, который до тех пор кажется полным и нечто имеющим, пока воздух не выйдет, или подобно водному пузырю, который как скоро является, так скоро и исчезает. Смотри и рассуждай, сколько за честью и славою гоняются любители мира. Но она сколь трудно снискивается, столь удобно теряется. И чем большая честь, тем удобнее погубляется, ибо столько врагов себе имеет, сколько есть завистливых и властолюбивых сердец.

Поэтому надобно беречься хотящему не потерять честь свою, поскольку, когда завидуют сидящему на высоком месте, то не хотят его на той высоте видеть. Как трудно одному от многих уберечься, тем более от таких, которые снаружи показываются приятелями, но внутри истинные и злейшие враги! Следовательно, или ядом, или мечом погибнуть, или ниспасть с высоты и в заключении быть, или, что редко бывает, во всегдашнем страхе и попечении, видимое светлое, но в сущности горькое житие надобно проводить. Это светлое, но воистину горькое славолюбивых житие еще более горькой заключается смертью, за которой безмерно горчайшая другая и вечная последует. Где ныне славные вселенной победители, которым мало было всем светом владеть? Как смертные умерли. Где слава их, наполнившая вселенную? Погреблась с ними во гробе, или, другими словами, исчезла, как и сами. Заключились в трехаршинном месте те, которые всем светом недовольны были. Попираются ногами черни те, от которых весь свет трепетал.

Обратились в прах те, которые хотели, как боги, почитаемыми быть, так что узнать невозможно, где Александр, победитель вселенной, и где последний его раб лежит. И когда бы с окончанием жизни и все для них окончилось. Но нет, желали бы они того, но не дается им. Надобно им за все платить правде Божией, что в жизни неправедно сделали, надобно столько принять мучений, сколько славились и роскошествовали (Откр. 18:7). О! если бы хотя бы один от них возмог, от того бедствия, в котором ныне находятся, освободившись, явиться в мир, непременно бы в ином и намного лучшем мнении находился, нежели прежде, живя в надменной и пустой гордости, и желающим прославиться на земле и на мнимую обманчивую высоту взойти старающимся здравый бы подал совет. Как бы ублажал тех, которые своим довольствуются жребием, более стараются себя самих побеждать, нежели других, собою повелевать, нежели иным, вечную славу, нежели временную искать!