Collected Works, Volume 4

Если чадами Авраама хотим быть, то дела Авраама должны творить, как говорит Христос иудеям: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8:39). Это слово сказано тем иудеям, которые этим великим патриархом хвалились, называя его своим отцом: Отец у нас Авраам (Мф. 3:9), отец наш – Авраам (Ин. 8:39), – но в вере и делах отцу этому не следовали. Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, и идти в чужую землю, хотя и это сделать должны мы при случае ради имени Его святого, когда того честь имени Его потребует (см. Мф. 19:29), но повелевает оставить мир с прелестями и похотями. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16).

Повелевает нам Бог, как пришельцам и странникам, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11), и о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3:2). Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять, хотя при случае за честь имени Его и жизнь нашу должны положить, но говорит: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:5). Говорит: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1-2).

Словом, повелевает умереть для греха, мира и плоти и жить для Него, то есть Ему служить, Ему благоугодное творить, говорить и мыслить, как говорит апостол: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2 Кор. 5:15). Ибо этого вера наша, которую имеем в Него, от нас требует, и к этому вера поощряет верное сердце.

Итак, если хотим быть верными, быть чадами верного Авраама, быть Христовыми, – а те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24), – то покажем веру нашу в Него от послушания нашего, покажем веру нашу от дел наших, как апостол требует: покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2:18). Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:26).

§ 305. Послушание показывать Богу, то есть от зла уклоняться и благое творить должно нам, христианин, но надежду избавления и спасения полагать только на одного Христа. Ибо:

1) Как от вечной смерти, ада и мучения избавляемся, так и вечную жизнь получаем не нашим, но Христовым послушанием, верою во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Ибо, как непослушанием одного человека Адама сделались многие грешными, так и послушанием одного, Иисуса Христа, сделаются праведными многие, – говорит апостол (Рим. 5:19). Итак, как оправдаемся перед Богом верой во Христа, так, следовательно, и спасаемся. Ибо где оправдание, там и спасение. Ибо как оправданию спасение последует, так без оправдания спасения не бывает. Ослушанием нашим гневу Божиему и вечной смерти подпадаем, но послушанием сами от этого избавиться и вечную жизнь заслужить не можем. Надобно ко Христу, Сыну Божиему, как Ходатаю нашему (1 Ин. 2:1), с верою прибегать. Он нам всесовершеннейшим Своим послушанием как избавление от смерти, так и наследие вечной жизни заслужил, если чистосердечно в Него веруем.

2) Нам должно заботиться о том, чтобы спасения, которое Он нам заслужил, своим неверием и ослушанием не потерять. Отсюда повелено нам: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2:12). Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1:17-19). Если хотим получить спасение, то должно нам беречься всего того, что затворяет дверь к этому спасению. Затворяет же непослушание и грех. Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он Чист, – говорит апостол (1 Ин. 3:3), то есть бережется грехов и в прежних усердно кается.

3) Послушание – наш долг Богу, ибо создание должно своему Создателю послушание и почитание воздавать. Подданный царю своему и раб господину своему должен повиновение и послушание оказывать, тем более мы должны оказывать Богу, Который есть Царь и Господь наш, и Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6:15), повиновение, послушание и почитание, которого без послушания быть не может. Обида и оскорбление бывает царю и господину, когда подданный и раб его должного послушания ему не оказывает. Намного большая Богу обида от нас бывает, когда Ему, как Господу и Царю нашему, повиновения и послушания не оказываем. Поэтому говорит Господь через пророка: Сын славит отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где слава Моя? И если Я Господь, то где страх предо Мой? – говорит Господь Вседержитель (Мал. 1:6). Поэтому когда послушание оказываем Богу, то должное Ему отдаем, и тем заслужить у Него ничего не можем, а тем более – вечную жизнь, которая есть бесконечное добро. Потому говорит Христос: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).

4) Жизнь вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровью Своей заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23). Ибо человек, как грешник и сам в себе проклятый, и ничему иному, как только вечному осуждению подлежащий, не может заслужить и не заслуживает ничего, как только смерти, как сказано: возмездие за грех – смерть (Рим. 6:23). Сам себя может погубить, и губит, но сам себя спасти не может. Надобно Сыну Божиему, как Пастырю доброму, взять его, как овцу заблудшую, на плечи Свои (см. Лк. 15:4-6), и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Он овец Своих, то есть верующих в Него, и слушающих гласа его, и за Ним идущих, пасет, спасает и отверзает им дверь вечной жизни, как говорит: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную (Ин. 10:27-28).

5) Послушание наше Богу не можем оказывать без Божией благодати. Ибо так свидетельствует Христос: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). И апостол Христов: Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Потому повелено нам просить, искать и стучать, чтобы была подана нам Божия благодать. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Итак, как можем заслужить нашим послушанием вечную жизнь, когда и истинное послушание – не наше собственное, но дело Божией благодати, нам же это приписывается, потому что мы Божией благодати не противимся, но, когда она действует в нас, ей содействуем? Потому ожесточенным иудеям сказано: Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому (Деян. 7:51).

6) Послушание наше несовершенное. Ибо хотя и старается верная душа оказывать послушание Богу своему, но часто немощь плоти препятствуют ей в этом, ибо дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41). Посему и святые в немощи этой находятся, и об отпущении молится каждый преподобный (см. Пс. 31:11), и воздыхают к Небесному Отцу: остави нам долги наша, и прочее. Ибо грехопадения кто уразумеет? (Пс. 18:13). Итак, послушание должны мы оказывать Богу нашему, чтобы засвидетельствовать от этого послушания веру нашу, или, по словам апостола, показать веру нашу из дел наших (Иак. 2:18). А избавления от вечной смерти и наследия вечной жизни верою во Христа просить и искать должно нам у Бога, чему нас учат и молитвы, в святой Церкви принятые и читаемые, в которых просим у Бога нашего милости, благодати, отпущения грехов, оправдания, святости, избавления от ада и вечной смерти, и наследия вечной жизни верою о Христе Иисусе Господе нашем. Читай сам со вниманием те молитвы и рассуждай прилежно, тогда и сам признаешь это за истину.

§ 306. Причины, которые поощряют нас к послушанию, следующие:

1) Благость Божия, которой мы из небытия в бытие приведены и образом Его Божественным почтены, может и должна нас подвигнуть повелениям Его повиноваться. Он наш Создатель, Бог и Господь, и, как Создателя, Бога и Господа своего всеохотно слушать должны, и святые Его повеления исполнять. Отцу по плоти, который нас родил, господину нашему, который нас стяжал, Государю нашему, власти которого мы временно подчинены, – словом, человеку, который над нами не сам собою, но по Божиему устроению власть имеет, повинуемся. Тем более подобает повиноваться Богу, Который нас создал, промышляет о нас и всеми властями и подчиненными владеет. Итак, бесстыдно и беззаконно не слушать Того, Которым и сами мы созданы, и все, что ни имеем, от Него получаем, и всевысочайшей и вечной Его власти подчинены.

2) К послушанию Ему да подвигнет нас Божественная Его любовь, которую Он во Христе Иисусе показал к нам. Эту любовь Его проповедал нам Христос, Сын Его: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Проповедал святой апостол Павел: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8). И святой Иоанн: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4:9). И удивляется этой любви: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3:1). Такое Его великое и умом непостижимое человеколюбие может и должно нас возбудить к послушанию Ему и исполнению повелений Его. Возлюбил Он нас, как Отец, возлюбим и мы Его, как отца чада, и от любви послушание Ему, как Отцу милостивому, оказать постараемся, как послушные дети (1 Петр. 1:14). Возлюбим и мы друг друга, как Он заповедал нам (1 Ин. 3:23). Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4:11).