Collected Works, Volume 4

§ 329. Чего у Милосердного Отца Небесного нам должно просить?

1) Всего, что славы имени Его и нашей пользы, как телесной и временной, так духовной и вечной касается, должны просить, что в Его святом Слове поведено, обещано и что воля Его святая хочет, в том же Святом Писании открытая. К духовной пользе относятся те блага, которые для душевного спасения и получения вечной жизни нужны, как-то: вера, отпущение грехов, благодать Его, обновление сердца, постоянство в вере, терпение в скорбях, бедах и тесноте, и прочее. К телесной пользе относится все то, что телу нашему и поддержанию жизни нужно, как-то: благоцветущее здравие, разум, довольство в необходимом, пища, одежда, покой, и прочее.

2) О духовных благах должно просить подобающим образом и ожидать без всякого сомнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства. Ибо их Сам Бог обещал подать нам без всякого изъятия, когда надлежащим образом просим. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). И клятвой подтвердил, что не хочет смерти грешника (Иез. 33:11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него, – говорит Христос (Лк. 11:13), Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Итак, нехорошо так говорить: «Господи, если хочешь, и мне полезно, оставь мои согрешения, подай мне благодать Твою», и прочее, ибо без сомнения известно, что и Бог хочет, и мне полезно, или даже необходимо нужно к спасению отпущение грехов, и прочее.

3) Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочего, должно не просто просить, а с приложением сего: если воле Его святой угодно, и нам просящим полезно. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, – говорит апостол (Рим. 8:26). Часто о том просим Бога, что нам вредно и воле Его святой противно. Так делают дети малые, когда не хотят в баню идти, которая им очень полезна, и от нее у своих матерей отпрашиваются. Так поступают и те, которые просят у Бога избавления из-под креста, скорби, болезни и прочего бедствия, не зная, что много полезнее им быть в неблагополучии, нежели в благополучии.

Что вредно и что полезно немощному – лекарь знает, и часто немощный у лекаря просит яда вместо лекарства, но благоразумный лекарь его не дает. Мы все перед Богом как немощные и как младенцы, не знающие нашей пользы, и часто просим того, что нам смерть душевную может принести, чего Бог, как Милосердный Отец и Благопромыслитель, не хочет, и просящим сынам Своим вместо хлеба – камень, вместо рыбы – змею, и вместо яйца – скорпиона не хочет подать (см. Лк. 11:11). Потому временного добра всегда должно так просить: Господи, аще воле Твоей святой угодно и мне полезно, подаждь желаемое мною: аще ли ни, буди воля Твоя. Пример показал нам Сын Божий, когда перед Своим вольным страданием молился Отцу Своему Небесному: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39).

§ 330. Молиться, или призывать Бога, должно нам:

1) Во имя Иисуса Христа, Сына Божиего, как Сам Он говорит: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23). То есть должно молиться и просить Бога, надеясь не на свою правду и дела, но на правду Христову и высочайшие Его заслуги, и ради Его неповинного страдания и смерти своей повинности просить прощения, по подобию мытаря, молившегося: Боже, милостив буди мне, грешному! (Лк. 18:13). Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2:18). И никто не приходит к Отцу, как только через Меня, – говорит Сам Христос (Ин. 14:6). Ибо какое Бог ни обещал нам подать благословение, во имя Его обещал, ибо в Нем благословятся все народы, – говорит Писание (Пс. 71:17; Гал 3:8). И так с этой надеждой должно приступать к Отцу Небесному, и ради Единородного Сына, у Отца просить милосердия и ожидать без сомнения.

2) С истинной верой. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите, – говорит Христос (Мф. 21:22). Вера утверждается истинным обещанием, всемогуществом, истиной, милосердием, премудростью обещающего Бога и заслугами Христовыми. А поскольку вера есть дар Святого Духа, Который не обитает в душе, оскверненной грехами, то да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим. 2:19).

Кто хочет к Богу приступать и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и с верой во Христа, Сына Божия, примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимство, клевета, срамословие, проклятия, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее тому подобное затворяет двери молитве, пока человек в них пребывает.

Итак, да отступит же от всего этого тот, кто хочет призывать имя Господне. «Подобает, – говорит святой Иоанн Златоуст, – молиться, но не замаранному сквернами. Говоришь: «Что, если впаду в согрешение?» Очисть себя. Как? Плачь, стенай, подай милостыню, примирись с тем, кого обидел, очисти язык, да более не прогневаешь Бога, и прочее, да не тебе скажет Господь: когда умножаете моления, Я не слышу» (Ис. 1:15. Беседа 51-я на евангелиста Матфея).

3) Молиться должно не только языком, но и сердцем, то есть от сердца должна происходить молитва. «Из глубины, – говорит святой Иоанн Златоуст, – призывай Бога, как говорит: из глубины воззвал я к Тебе, Господи (Пс. 129:1); из внутренности изведи глас свой». И немного спустя: «Ибо не человеку молишься, а Богу вездесущему, и прежде взывания слышащему, и тайны сердца ведающему» (Беседа 19 на евангелиста Матфея). Ибо в молитве объявляем Богу сердечные наши желания, и потому должно и в уме помышлять, и в сердце иметь и желать то, что языком и словами произносим. Иначе никакой молитвы не будет, а только праздные слова. Поэтому должно нам себя молитве приобучать, и об этом Господа Самого просить, чтобы Духом Своим Святым научил нас молиться, как апостолы просили Его об этом: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11:1). Отсюда можно заключить, что не может быть истинной молитвы без действия Святого Духа. Ибо когда Этот Благой Утешитель коснется нашего сердца, тогда, как курение от зажженного фимиама, от сердца произойдет воздыхание, святое желание и истинная молитва, и приблизится к престолу благодати.

§ 331. Молиться должно:

1) Во всякое время (Еф. 6:18), всегда (Лк. 18:1), непрестанно (1 Фес. 5:17). Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда читать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, – это невозможно, ибо любому христианину надобно дело, согласное званию своему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты. Причина тому следующая. В любое время сатана со своими злыми слугами делает нам козни, а также плоть всегда противится духу (см. Гал. 5:17), – и этим врагам мы сами противиться не можем, поэтому должно молитвой и происходящей от нее помощью Божией против них вооружаться, стоять и крепиться, как Псаломник говорит: К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс. 122:1-2).

2) Должно молиться на всяком месте. Так апостол говорит: Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8).