Ты просишь дозволить ехать проститься с твоими ближними. Нельзя было скоро дать тебе ответа по моей отлучке, следовательно, в этом должно относиться к Промыслу Божию, — ты должна была исполнить то или другое по своему произволению.

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения и печали твои бывают безотрадные. Св. отцы прошли опытом путь сей и нам предали сие учение, что отчасти и в наши времена многими испытано. — Прочти у св. Исаака Сирина в 51 Слове и у св. аввы Дорофея, о еже себя укоряти, а не ближнего. В этом ты обретешь покой, ибо «Господь на смиренныя призирает, а гордым противится» (Ср. Иак., IV, 6).

Желаем тебе успокоиться и по келии с сестрами. Поручая тебя Покрову Божию, остаемся недостойные твои богомольцы.

3 августа 1839 года.

165. Промысел Божий устрояет все на нашу пользу. Если не положить вину на себя, то не престанешь бедствовать. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией

Два письма твоих получили мы, одно из Дмитровска, а другое из Севска. Сколь жалостно твое устроение в первом письме! Страшишься показаться в Севске, помнишь злобу. Предстать подобие меду и дегтю совсем не приличное. Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, устрояющий все на пользу и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, — а ты все винишь людей.

Ты недавно была у нас и слышала о сем многократно, излишним находим писать о чем уже много раз писали и словесно внушали. Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым.

На описанные в последнем письме твои случаи писать подробно ни сил, ни времени не достает, а только видим все тебя обиженную и скорбящую о сем. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией, но ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не о том, что оскорблена, — на сие устроение призрит Бог и будет надежда к исправлению.

Нам кажется, и угощение ты напрасно затеяла делать, видно, не благоволя о сем, Бог попустит тебе неприятности от тщеславия. Ты боишься, что м. Аркадия поймет что‑нибудь о тебе из наших слов, после сама же просишь, когда находишь нужным, сообщить ей твое на нее роптание, а сама духу не сберешь ей сказать. Одно другому противоречит: в первом письме ты полагаешь ее не последнею виною твоего смущения и скорби, и здесь бывши, не полагала намерение быть ей откровенною, к чему мы тебя и не нудили. Но сама рассмотри, какая тебе польза из самочинного твоего устроения? Враг запял тебя гордостью и делает тебе препятствие, не хотя твоего исправления. Мы оставляем на твою волю избирать лучшее.

Ты укоряешь за безрассудные распоряжения делать собрания, не имев хлеба; да ты‑то хорошо ли сделала, заняв денег на нужное, также тратила на собрание?

О Лукерии твоей мы власти не имамы, ежели тебе невозможно ее держать, на то есть у вас начальство.

За виноград благодарим, но напрасно прислали, вы сами с М. И. имеете нужду.

От бывших тебе против меня, Леонида, помыслов, да простит тебя Господь, и я прощаю. С родителем напрасно ты поступила грубо, после примирения опять чуть было все не расстроилось.

Желая тебе мира, здравия и спасения, остаемся недостойные твои богомольцы.