Поздравляем вас с днем Ангела и желаем, чтобы обиды ваши успокоил Господь и даровал бы вам мир душевный и телесное здравие со спасением.

Еще наносится тебе смущение, что будто бы не истинно раскаялась, и потому остаешься неисцеленною от страсти. Не прельщайся сим мнением, мы уверены, что ты ничего не скрыла и себя не оправдала, а дала вражиим помыслам себя смутить, о чем прочти у св. Иоанна Лествичника в 4–ой степени.

Мы удостоверяем, что все наказания являются попущением Божиим, чтобы иметь смирение. При уповании на помощь Божию кайтесь. Мы может спастись многими скорбями, или болезнями, или другими случаями, нам неведомыми.

17 сентября (?) 1838 года.

186. При болезни обращайтесь с благодарением и душевным покаянием к Господу. Через раздражение теряется душевный мир. Молитву Иисусову творите с духовною свободою, а не с отчаянием

С наступающим вас Новым годом и с продолжающимся праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа усердно вас поздравляем и желаем вам мира душевного со здравием телесным.

Сожалеем об изнеможении душевных ваших сил и болезненном телесном положении. Обращайтесь с благодарением ко Господу Богу и с душевным покаянием. Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный. Нельзя, чтобы все было по нашему желанию, бывает и противное ко искусу нашей нравственности, к познанию себя и ко исправлению. Молитва Иисусова должна быть с духовною свободою творима, а не с отчаянием. Мысленно творить оную оставляйте, а устно сколько можно проходите со смирением.

31 декабря 1838 года.

187. В немощах ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему

В немощах ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему. Сколько вы не были больны, скорбны, но все сила Божия доселе сохраняет вас; а когда водрузится в вас смирение, то и спокойствие обрящите. Как же достигать сей высокотворной добродетели, поучайтесь у стяжавших сию святых Ефрема и Исаака Сириных, аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника. При случаях, встречающихся с вами, руководствуйтесь учением оных, познавайте свою немощь, и имейте себя под всею тварию. Когда таковая память водрузится в сердцах ваших, то удобнее будете успокаиваться в том, что делается не по–вашему и наносит вам скорбь. Дастся вам и рассуждение, что не без Промысла Божия все сие с вами происходит.

10 января 1839 года.

188. Вы находитесь в брани по причине нерадения и за оставление смирения. Должно побуждаться к смирению и прощать ближних. Какие помыслы надо исповедовать

Вы сами бываете причиной своего смущения. Мы уже многократно писали вам о скорбях как попущении Божием — надобно приучать себя к терпению и к запрещению своих немощей, и Господь призрит, и пошлет свою помощь.

Мы нимало не скучаем вашими письмами и изъяснением в них ваших немощей, но сердечно о вас соболезнуем и желали бы помочь. Вы находитесь в брани по причине вашего нерадения и за оставление непобедимого оружия — смирения, которым все страсти и страхи рушатся. Смущающие вас помыслы о грехах и слова монахини, доводящие до отчаяния, — от супротивнаго. Против того никто не может спорить, что грехи требуют равнодостойного покаяния. Мы должны каяться о грехах наших, нисходить в бездну смирения, покаянием ввергать себя в пучину неизреченного Божия милосердия и щедрот и надеяться чрез заслуги Спасителя нашего получить прощение. Должны возбуждаться к смирению: когда случится какая скорбь или обида, прощать ближних и памятовать слова Спасителя, «аще же отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши» (Мф., VI, 14). О покаянии можете и сами читать у св. Иоанна Лествичника, св. Ефрема и у прочих. Все они обнадеживают грешников.