М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Усердно вас поздравляем со днем Ангела, да утешит вас Господь в скорби вашей, попущенной ради испытания веры и спасения вашего.

Вы зачем так позволили убивать себя скорбями, а насколько вы придаетесь сим душетлительным действиям. Бог сотворил вселенную, и печется о всякой твари своей, и вас доселе питал, одевал и согревал, неужели не силен он и впредь пещись о вас? Просим вас, Бога ради, не убивайте себя, но возверзайте все ваше попечение на Всемилосердаго Господа: Он богат в милости, в благости и в щедростях, не оставит вас, своего создания. Безнадежьем же вашим вы более себя оскорбляете и Бога прогневляете. Но Он силен вам и маменьке вашей продлить жизнь, и мы не знаем, кто прежде скончает течение своей кратковременной жизни. Сколько можете старайтесь успокаивать себя в болезнях и страданиях ваших, помня еще апостолово слово, яко не доспели мы страстьми нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас.

Итак, поручаем вас покрову Божию с желанием вам душевного утешения и телесного здравия.

Келейных ваших всех поздравляем с Ангелом и просим их, чтобы они усердно вам послужили, а паче при болезнях ваших.

16 сентября 1841 года.

Письма к духовным особам

200. Драгоценное сокровище — откровение по Господе.

Христос Воскресе!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат отец Макарий!

Как я, худейший, так и окружающие меня о Господе братии мои Вам желаем мира, здравия, благополучия и спасения!

Два почтеннейшие Ваши ко мне писания, едино краткое, а другое пространнее, вкупе же единым духом любви начертанные, я, худейший, всецело получил. Благодарим Вас за продолжение незыбленного усердия о Господе к нашей худости. Господь же да возравномерит Вам. Что касается до известного Вам предмета, то и мы еще никоего сведения не имеем; не привезет ли что‑либо о. Макарий из Орла Вам, а, может быть, и узнаем — буди воля Господня! От о. И. ныне имеем письма, слава Богу! Он здоров, претерпевает наветы со стороны арх. Белевцева, однако подал прошения со иеромонахом отцем Исаакием в наши пределы — да будет и о сем воля Господня! Известного Вам лаврского эконома от занимаемой им должности всемилостивейше уволили. Серафима с золотым крестом, афонского, видно, как Синод принял, определили в Сергиеву Пустынь в число братства близ С. — Петербурга. Хотя он, едучи в столицу, много лишнего принимал и о себе заключал, но, верно, мне не помогает, а един точно Господь Бог помощник смиренномудрым, яко да «не хвалится мудрый мудростию своею, богатыйбогатством, сильный — силою» (I Цар., II, 10; Иер., IX, 23). Спаси Вас Господи за труды, что потрудились. Петр скопировать на родину ее письмо, точно об этом‑то я Вас и вопрошал — да будет и со всеми ими по мере упования милость Божия. Да душевно сомнительная сестра Елена, что верит вражиим наветам — драгоценнее для нее сокровище по Господе откровение, но что делать, что она худо внимает о том! Хотя из любви о Господе и должно иметь о ней особенное назидание, однако же более и более поручать ее Господу во исцеление совершенное. Немая и эта казнь диавола, что она стремится под видом назидания к знаменитой старице. Хотя и не к ней слова Спасителя мира относятся, но «от Назарета может ли что добро быти?» (Ин., I, 46). Да дарует ей Господь содержать спасительное откровение к кому следует о Господе и не иметь веры ко мнению собственному. К М. А. на сей почте отписать слово можно, слава Премилосердому Господу, что искушение не простерлось вдаль к соблазну, но откровением пресеклось.

По обители у нас благостию Божиею худого не предвидится, а впредь остается уповать на Господа, яко же Ему изволится, тако и да будет желающее конечное.

Поручаю Вас, равно как и себя, Господу с искренним моим к Вам о Господе благорасположением. Остаюсь Ваш недостойный богомолец.