Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины, под себе для разъезду извощиков не нанимать и без нужных потреб по С. — Петербургу не разъезжать.

От усердствующих вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобитися Иуде предателю.

А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. Игумена или кому поручится начальство. А разве нечто особенно какой возъусердствует, то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божией Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять.

В дополнение вам, прелюбезнейшие наши отцы и собратия, присовокупим: аще восхощете вы нас послушати, многогрешных и недостойных, то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда при всех наших вышеписанных предосторожностях каковой возчувствуете в себе душевный вред, тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно письмом к нам многогрешным написать на разсмотрение. И тогда, аще Премилосердый Господь потерпит грехом нашим и живи будем, то с Божиею Помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам вашим, потщимся написать к вам.

А когда вы будете по воле своей начинати или делати, то вы сами свой суд и бремя носити будете, а мы, хотя многогрешнии и недостойнии, но пребудем чисты от крове вашея.

Многогрешный и непотребный писал сии статьи Иеросхимонах Лев, купно с советом единомысленнаго своего схимонаха отца Феодора своею рукою. Я и свидетельствую о сем, многогрешный и недостойный схимонах Феодор.

3.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Прелюбезнейшие наши отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати.

Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану 16 и инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не помалу удивляемся, прелюбезнеший наш батюшка о. Г[авриил], что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках, а кольми паче о настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжении начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас, подчиненных, неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет настоятель, а мы будем стропотны, и непокорливы, и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судищем Христовым и ответ отдати Богу за содеянныя нами дела, словеса и помышления, а не о других нам, самим немощным, пещися; но оставим то сильным, и здравым, и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем о. И[оанники]ю напало большое разслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительстве своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то бы, получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в душе своей. А теперь видно от действа, что он сложился по трехклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукаваго, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтоб вы нас слушали и нашего совету держались; а мы только делаем, чтоб нам совесть свою очистить и на Страшном Суде ответа Богу не отдать. А вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которыя противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы что будете сеять, то и пожнете.

Ваши покорные слуги, многогрешные, немощные и разслабленные по всему Иеросхим. Лев и схимон. Феодор. Земно кланяемся и просим ваших св. молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

14 марта 1822 г.

От книги Св. Иоанна Лествичника с толкованием, печатанной в Москве, от слова 4–го о послушании лист 80 на обороте: „Сущее от невозможных есть, еже своей воли противитися диаволу, и да препрят тя, иже в лености живущии, и в едином безмолвном месте претерпевше или во общем житии, да бывает нам еже от мест ратуемое отхождение нашего тамо благоугождения указание. Еже бо ратоватися – знамение есть еже ратовати“. Толкование: Невозможно есть, да сопротив станет диавол своей воли когда, он бо разслабленна всякаго человека хочет жити и в небрежении и не творити волю Божию. Аще неких обрящет таковых, не сопротивится им. Аще бо им воспротивится, своей воли сопротивится всяко. Невозможно же быти сему когда.

Кланяются вам о. Феофилакт и отец Израиль и просят ваших святых молитв. Отцу Амфилохию и о. Варсонофию от вас свидетельствовали ваше почтение, и они остаются благодарны.