И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него — свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: “Где Я, там и слуга Мой будет”(Ин. 12, 26.). И еще: “Вы друзья Мои”(Ин. 15, 14.), — и: “Вы не от мира, но Я избрал вас от мира”(Ин. 15, 19.), — и: “Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается”(Лк. 10, 16.). И еще: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом”(2 Кор. 6, 16.).

Точно так же следует почитать и мощи святых и поклоняться им, как если бы это были они сами, живые, потому что “души праведных” живут “в руке Божией”(Прем. 3, 1.), — как говорит пророк. И еще: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?”(1 Кор. 6, 19.) Итак, души праведных в руке Божией и тела их — храм Духа Святого. Сам Он, Источник Жизни, спустился к мертвым, в страшной животворящей Его смерти, и Божественная Его Душа отошла от пречистого Тела, но Божество пребывало с ним неразлучно, ибо Сам Он — всесильное Слово в недрах присносущного Бога Отца, душою — во аде, и телом — во гробе. Так и тела и души святых, стяжавших единение с Богом, сохранивших заповеди Его и пребывавших в любви Его: Он Сам присоединил их к Себе, как части тела к голове, и Дух объединил их с Богом, излился на души их и тела и смесился с ними, и не только от живых, но и от умерших не отступает, и прах их и кости полны Божественной благодати. И как при жизни сподобил их Владыка духовных дарований и сил и способности творить чудеса, — так и по отделении душ их от тел не лишает этих дарований. Поэтому мы не называем их мертвыми, ибо какие чудеса может творить мертвая плоть? О том, что они живы, извещает слово Господа: “Верующий в Меня не умрет вовек”(Ин. 11, 26.). Кости эти кажутся прахом и землей, но страшны для бесов, дают слепым прозрение, врачуют прокаженных и расслабленных и всякие болезни: хотя они и были от земли, но соединились с небесным Владыкой, отбросили тленный образ и облеклись в образ небесный. Потому души святых пребывают в небесных сокровищницах, тела же их, по человеколюбию, Господь оставил пока в недрах земных, облагодетельствовав живущих на земле, исцеляя ими наши болезни. И мы всегда призываем святых молиться ко Господу о том, в чем имеем нужду, ведь Владыка не останется глух к их прошению, памятуя о трудах их, поте, жертвах, ранах и крови, которую они пролили за имя Его святое, и о любви, какой они возлюбили Его больше, чем родителей, больше, чем чад, больше всего мира.

Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь. Так, Бог сказал ему: “Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его”[32]. И после этого говорит: “Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои”(Ср.: Лев. 8, 3; Чис. 10, 3; Чис. 11, 16. Об особенностях цитируемой редакции см. предыдущее примечание.). И в книге Царств сказано: “И Самуил лежал в храме Господнем”(1 Цар. 3, 3.). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: “Сын твой построит дом имени Моему”(3 Цар. 5, 5.). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою”(Мф. 16, 18.). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь, потому что в Деяниях говорится: “В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме”(Деян. 8, 1.). И еще говорится об апостоле Петре: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу”(Деян. 12, 5.). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется “Софией”, и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней.

Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь.

Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, — если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри — это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг — то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: “Царства земные! пойте Богу… восшедшему на небеса небес на востоке”(См. Пс. 67, 33–34.). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: “Вот муж, Восток имя Ему”[33]. “И насадил Господь Бог рай… на востоке”(Быт. 2, 8.), — чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку — так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: “Как молния исходит от востока… так будет пришествие Сына Человеческого”(Мф. 24, 27.). И ожидая этого, мы кланяемся на восток — не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей — тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили.

И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек — церковь, ведь апостол Павел говорит: “Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас”(1 Кор. 3, 16.), — и: “Вы храм Бога живаго”(2 Кор. 6, 16.). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь — это не стены, но собрание верных и благочестивых людей.

But, you see, the Apostle says this about holy and God-bearing men who had the Holy Spirit in them: for he says that the temple of God lives in you, and that you are the temple of the living God. Of such the Lord Himself said: "I and the Father — "We will come unto him, and make our abode with him" (John 14:23. That is why the Apostle called them God's temple. However, it was the apostles who took care of the establishment of churches and commanded all future generations to do so, but they did not forbid it.

When Chrysostom says: "The Church is not walls, but an assembly of faithful pious people," then our Father Chrysostom does not say this because he forbids the creation of churches, for how can he deny what God commanded the prophets and apostles to do and bequeathed to the holy fathers? For Chrysostom himself says in another place: "The Church is brighter than the heavens." He only wishes to show that even if we build churches and adorn them in every way, but defile ourselves with sins and passions and filthy deeds, then God, wishing to turn sinners to fear and chastity, will spare neither the holy churches, nor His image, nor the Most Pure Mysteries. For He did not spare the holy Ark, but delivered it over to the foreigners with lawless priests. And he said to Solomon: "If thou shalt keep... My laws, I will set your royal throne over Israel forever... If... ye shall not keep my commandments... then I will destroy Israel from off the face of the earth... and the temple which I have sanctified to my name, I will cast away from before me, and it will be... a proverb and a laughing stock among all nations" (1 Kings 9:4-7), as it happened in the time of Jeconiah and Zedekiah: God gave up the city, and the church, and the king's house, and all the rest that was consecrated to God — and the cherubim of glory, and the garments, and the prophecies, and the instructions, and the consecrated vessels, together with the enraged people — He gave up to be trampled under foot and defiled (See 2 Kings 24-25); but under Zerubbabel and Joshua the son of Jozadek and Ezra, the church and the city were revived again (see 1 Ezra). You see: when people with the king became corrupt, then both the church and the people were given over to trampling and desecration. But when Zerubbabel and those who were with him had mercy on God, then both the church and the people were recreated by God. But when they again returned to vile deeds, then under Antiochus the church and the people were again given over to trampling down and desecration.

And not only then was it so, but also until the last days it is so, as it is written in the Otechnik. There was an elder in Jerusalem. He saw himself in the church of the Holy Resurrection of Christ, and at the same time there was a great stench in the church, and he asked the angel: "Where does this stench come from, and why do you not deliver from it?" And soon the Persians came and burned with fire both the church and those who dwelt in it unworthily. When they turned away from their malice and from the unrighteous deeds of their hands, the Lord God was moved with compassion and helped the pious king Heraclius, who defeated the Persians and rebuilt the destroyed church.

See how well Chrysostom says: the church is not walls, but an assembly of pious people, so that people do not become proud only of churches, and anger God by their deeds. One should also please God with good works, and create God's churches, and stand in them with fear and trembling, and honor the Divine with faith and love.

By venerating a church, an icon, holy relics, or the Precious and Life-Giving Cross, and divine things, you honor the one whose church, or icon, or relics, and in addition, you honor God Himself. If you dishonor a church, or an icon, or holy relics, you dishonor God Himself and His true servants.

For if anyone dishonors the royal image, he is subject to beheading. How much more is he who dishonors the Heavenly King, or the images of His saints, or the church – what torment is he worthy of? According to the Divine rules, in this life he must be executed by beheading and given over to eternal damnation, and after death he must be condemned to eternal fire, with the devil and with the Jews who crucified Christ, who said: "His blood be on us and on our children" (Matt. 27:25).

And he who with faith and love, with fear and trembling, venerates the all-honorable and Divine icons, and the Honorable and Life-Giving Cross, and the Holy Gospel, and the most pure Mysteries of God, and the consecrated vessels in which the Divine Mysteries are performed, and the all-honorable relics of the saints, and the Church of God, and worships them, — he, as a good-natured and good servant, will live well and piously in this present age, but in the future he will hear the blessed and sweet voice: "Good and faithful servant.. enter into the joy of thy master" (Matt. 25:21). "Where I am, there shall My servant be" (John 12:26), will pray for all of us to our most blessed Lady the Mother of God, Whose all-honorable icon we venerate with honor, and to all the saints who have pleased God from all eternity, whose wounds and sufferings for Christ we, lovingly kissing their icon images, venerate, for the sake of Christ Jesus our Lord, to Whom glory belongeth with the Father and the Most Holy Spirit, now, always, and unto the ages of ages.