Letters of St. Anthony, Elder of Optina

Вот, по милосердию Божию, достигли мы и в сей год праздника Святой Великомученицы Екатерины, т. е. тезоименитства Вашего. Почему с приятным удовольствием сердца приношу Вам, дражайшая имянинница, поздравление мое с святым Ангелом Вашим, и всеусерднейше желаю Вам в новый год жизни Вашей, милости Божией, благоденственного и мирного жития, многолетнего здравия и спасения, чтобы Господь заповедал о Вас Ангелам Своим хранить Вас от искушений и бед, и вразумляти и наставляти Вас на все дела благие. А вместе с благожеланием сих прошу принять от меня убогого и книжку небольшую: Житие Св. Симеона Нового Богослова. И еще осмелился послать Вам свои башмачки неношеные, т. е. что случилось у меня, тем и бью челом. Знаю, что башмачки сии и Вам будут не по мере, но они могут служить Вам на память о мне недостойном. И хотя в них ничего нет диковинного или замечательного кроме того, что они и черны красны, но могут быть замечательны. Ибо если примиримся мы и на жизнь человеческую в мире сем, то увидим, что и она бывает когда красна, когда черна, т. е. бывают дни красные радостные, бывают и черные мрачные от разных житейских неприятностей. А это указывает, чтоб в радости не забываться, а в неприятностях не слишком падать духом; ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе. Эту аллегорию говорю я потому, что слышал я, что Вы и в новом доме своем нередко унываете, о чем жалею, и прошу Вас не вдаваться в тоскливость, но утешаться и благодарить Господа Бога за многие милости Его к Вам, и из глубины души своея молитвенно взывать пред Ним: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его и проч. во псал. 102. И так да дарует Господь Бог сердцу Вашему спокойствие и радование, чего всеусерднейше и желаю Вам.

23 Ноября 1856 г.

13. Уроки в день тезоименитства

Вот, благодарение Господу Богу, наступил и день тезоименитства Вашего, с которым приношу Вам всеусерднейшее поздравление с сердечным желанием, чтобы Господь Бог благословил новолетие Ваше, и сохранил здравие Ваше во благоденствии и душевном спокойствии до конца лет Ваших. Даруй Боже, чтобы сей благословенный день тезоименитства Вашего был для Вас начальным днем новой по Бозе жизни, смиренной и кроткой! Ибо кротость и смирение сердца — такие добродетели, без которых не точию Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земли, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно; а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. В чьем сердце возродится смирение и кротость, тот и прочие добродетели найдет для себя не точию легкими, но и преисполненными утешения и сладости Божественной, и в них обрящет истинный покой души своей! Наконец, даруй Вам, Боже, чтобы, по имени Вашему, тако было бы и житие Ваше! Т. е. чтобы у Любови — любовию сердце всегда горело ко Христу Богу! Чтобы у Любови — любовию сердце всегда дышало ко всем ближним; чего при поздравлении моем Вас со днем Ангела, от всей души моей, исполненной к Вам почтения и любви о Господе, богомольчески Вам желаю. Боже, ущедри ны и благослови ны!

При сем от искренней любви моей к Вам усердствую Вам в день Ангела Вашего, богодухновенную книгу Св. Давида, Псалтырь, — которую прошу Вас принять, и меня грешного поминать. Даруй, Боже, Вам, по слову Св. Давида, сказанном в 33-м псалме, благословлять Господа на всякое время; и выну хвалу Его иметь во устех своих! И если любите дни свои видеть благи, т. е. приятными для своего сердца, то должны всегда язык свой удерживать от зла, и устне свои еже не глаголати льсти — ибо льстива человека гнушается Господь, — и памятовать, что близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет!

Вот все, возлюбленное чадо мое, что мыслил передать Вам на день Ангела Вашего. Если слишком много сих уроков для Вас, то, хотя по силе, сколько можете, старайтесь усваивать себе полезное.

После сего, скажу Вам еще и то, что Ваше искренне и примерное благорасположение ко мне недостойному весьма чувствительно мне; ибо Вы по примеру учеников Павловых, если бы нужно мне, не точию очи свои дали бы, но и души своей не пожалели бы, — которую действительно по Бозе и вручаете мне, или, прямее сказать, в недостойном лице моем вручаете оную Самому Христу Богу, в назидание и во спасение! Может ли другой какой презент быть превосходнее сего? Посему более и не заботьтесь о других каких подарках, которые только обременяют мою душу и лишают ее свободы; а притом, благодарение благодеющему мне Богу, всего у меня с излишком много и потому лучший для меня будет подарок в день моего Ангела, когда увижу вас смиренными в духе и послушливыми во всех, каковой подарок не мне только, грешному, но и Самому Христу Спасителю нашему будет приятен, как вдовичины две лепты!

14. Главное — не боязнь людской молвы, а страх Божий

Душевно благодарим мы Вас за святое и частое воспоминание Ваше об обители нашей и об обитателях оной. Равно и мы ежедневно воспоминаем о Вас в недостойных молитвах наших пред Господом Богом, испрашивая на Вас и на вселюбезнейших деточек Ваших святое благословение Его и вразумление на дела благая. Но мне очень совестно пред Вами в том, что мы очень скудны и делами благими и словами назидания, но благоговеющая любовь Ваша христианская не точию прикрывает нравственные недостатки наши, а еще и доброе находит в нас убогих; а посему — награди Вас Господи за святое смирение Ваше!

Вы, между прочим, уведомляете о том, что, живя в таком великом и пространном граде, чувствуете пустоту и тесноту, т. е. тесно отвсюду, ибо между окружающими Вас знакомыми, и ближними, и родными — не всех видите благомыслящими и духом Христовым водимыми. Что делать! Справедливо сказано Св. Давидом о нынешнего времени людях, что от правого пути уклонились, вкупе неключими быти, несть творяй благостыню, несть до единого. Но, невзирая на то, что все почти неключимы, советую Вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т. е. ограждать себя крестным знамением и при ястии и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемии врагу бывают страшни, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т. е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут, или подумают о нас.

9 Января 1862 г.

Приветствую моим всеусерднейшим поздравлением Вашего вседражайшего супруга с Монаршею милостию, чем все мы, убогие старцы, заочно порадовались и душевно пожелали, чтоб, имущим им сие, и еще дано было и преизбыло. Но более всего радуемся о том, что Господь Бог любит Вас, и, за благоговение Ваше пред Ним, и за смирение в духе пред клевреты, святые имена ваша вписана у Него на небеси в книгах живота вечного. С каковою великою милостию Божиею к Вам и приветствую Вас моим всеусерднейшим поздравлением.

15. Раздражение и пустое времяпрепровождение — из худших пороков наших

Вы пишете, что небрежно жизнь свою проводите, и подвержены бываете частой раздражительности. На лень и небрежность один ответ: кто в этом пред Богом не грешен! А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи; ибо мягкое слово более имеет силы. А посему и ты, возлюбленная моя, аще хощеши видети дни свои благи, то удерживай язычек свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти; ибо и то и другое вредно, наиболее — себе.