Dogmatic Writings

Вы говорите, что никто из царствовавших в древ­ности и из прославившихся военными доблестями ни­чего достохвального не совершил без звездозрительного предуведения и ответа. На этом основании вы определяете, что наука эта необходима, так как она сохраняет и укрепляет в человеческом обществе то, что для него всего честнее, есть то царство. Но в этом оказывается лжецом тот, кто тебе это подсказал, кто бы он ни был. Я даже миную лакедемонян и персов и деяния Александра, как не подтверждающие его доказательств, а предложу деяния пользующегося у них почетом Сципиона Африканского, как наиболее ему известного, о котором пишется в „Деяниях Сципиона". Когда Анивак карфагенянин, которого они по римски называют Аннибалом, покорил Италию, одержал над римлянами знаменитую победу при Каннах, и дела римлян пришли в великое стеснение, то где написано о нем (Сципион), что он, воодушевившись астрологическим предсказанием, пришел в Африку с небольшим войском, оставив Аннибала где-то близ Рима, и там, ратуя храбро против ратников, не остановился, пока не разорил отечество Аннибала—Карфаген, а жителей взял в плен. Не все ли это совершил он мужественным разумом души, воспользовавшись удобным для сего временем—

Наиболее же доблестные и благороднейшие душею и умом прогоняли таковых не только из Рима, но и вообще из Италии, как чародеев, которые, под предлогом предсказывания царям будущего, опустошали царские сокровища, которых Клавдий кесарь далеко прогнал из Рима и вообще из Италии, как обманщиков и развратителей, а не философов.

По этой причине некто из древних сказал: „более благодетельствует мне в этой жизни человек философ, нежели добрый царь". С таковыми нам следует всегда жить вме­сте, как с такими, которые вводят истину и благочестие, и от них заимствовать лучшее и то, что споспешествует нам ко благочестию. Но об этом достаточно.

Итак, следовало бы тебе из того примера, который я привел тебе в первом моем послании, уразуметь истину; ибо не принесла пользы, а напротив погубила астрология Людовика, правителя Медиоланского, которому Амвросий советовал не мудрствовать так относительно успехов и утверждения царей, как будто невозможно без астрологии быть им благополучными. А как этот пример не мог тебя вразумить, то хотя от наших русских благочестивых и приснопамятных великих князей научись истине. И чтобы не продлить слово, не буду говорить о других, а упомяну лишь о великом князе Димитрие Донском, который истребил многочис­ленное воинство безбожного Мамая. Каким содействием звездных гаданий погубил он безбожных? Не боже­ственною ли ревностью он воодушевился и, оградив себя щитом веры, сразился с мучителем и победил его? Кто же из царствовавших у нас после нашего крещения понуждался в астрологах против безбожных татар? Зачем ты так явно и неприлично ратуешь про­тив истины? Зачем смешиваешь то, чего не должно мешать? Одна для благочестивых царей должна быть необходимейшая астрология, это—православная вера во Святую Живоначальную Троицу, и созидаемое на этом твердом основании богоугодное жительство, утверждаемое со всех сторон мудростью о Христе, нелицемерною прав­дою, мужеством душевным и целомудрием чистого жития,—как бы некоторый прекраснейший дом, поддержи­ваемый четырьмя непоколебимыми столпами. Кто всею ду­шею держится этой боголюбезной хитрости, тот никогда ни в чем не ошибется, ибо имеет поборающего по себе Крепкого во бранех. Как и напротив, презирающие это боголюбезное жительство и ниспровергающие все пре­данное благочестие, ни в чем не будут иметь успеха, хотя бы и самого Сифа и Еноха, которые первые изоб­рели твою астрологию, имели с собою. Где же написано в „Деяниях Александра"

А как вы го­ворите, что и те, которые у нас, греков, царствовали, прибегали к астрологам во время военных действий, то, если вы пред всеми окажетесь обманывающими и устрашающими нас, как малых детей, какой тогда останется для вас ответ? Каким способом, скажите, великий царь Константин уничтожил жестокое влады­чество Максентиево, — астрологическими ли советами и преданиями, как вам этого хочется, или вооружившись явившимся ему на небе крестом из звезд с над­писью: „Константин, сим побеждай"? Максентий, кото­рый усердно предан был гаданиям, чародеяниям и астрологическим обманам, держался внутри римских стен, и его, как говорит история, Константин очень боялся по причине его чародеяний. Но, и будучи стесняем этим страхом, он не прибег к астрологии, как вы думаете, но поискал помощи от Бога, сотворшего небо и землю; поэтому и был укреплен писанием (звездным), которое воодушевило его на брань.

Убедили ли мы вас этими доказательствами, или вы еще нуждаетесь в более сильных лекарствах против ваших заблуждений? Но и это сделаем для вас, ради любви. Ибо следует благим побеждать злое, по слову божественного проповедника. Следовало бы вам, о друзья, говорить из святых писаний, а не от своего разума представлять объяснения. Ибо все, что от света происходит, есть свет, и держащегося его направляет на путь непогрешительный. Если же, по вашему, наши цари нуждались в советах астрологов и без их указаний и советов ничего не предпринимали, то каким образом те же цари гражданскими законами определили не учить явно математике? Ибо царский закон говорит об этом такими словами: геометрия открыто пусть препо­дается, а математика осуждается, как вещь запрещен­ная. Слушайте, глухие, смотрите, слепцы! Математика, го­ворит, осуждается, как вещь запрещенная. Цари осуждают ее и далеко отгоняют от своего гражданства, а вы утверждаете, что она необходима для царей, и не сты­дитесь, говоря так явно против истины. Если желаешь узнать, кто суть последователи математики, то послушай Матвея (Властаря), толкователя священных правил, ко­торый говорит тебе ясно так: „последователи матема­тики суть те, которые мудрствуют, что небесные тела имеют владычество над всею тварью, и что от их движения зависят наши дела; астрологи же суть те, ко­торые при содействии бесовском, посредством звезд, угадывают и верят им, как богам". Поняли ли вы из сих немногих слов, какому беззаконию научаются те, которые прилежат математике? Услышь и остальные слова Матвея, и исцелись умом, и перестань нас уко­рять, как возбраняющих тебе учиться сему. Не возбраняем мы учиться, но советуем не скакать через про­пасти и не внимать учениям сверх установленного свя­тыми правилами, то есть, не мудрствовать, что дела на­шего произволения совершаются планетами и чрез действие зодиака, и что ими направляется наша жизнь к добродетели или к порокам, к благоденствию или к злоключениям. И не называйте некоторые дни и часы добрыми, а другие злыми и такими, которых нужно осте­регаться. Все это хулы, взводимые на Создателя нашего, дела которого все добра зело и сподобились Его благословения, как свидетельствует Божественное Писание. Не пытайтесь узнать будущее ни по голосу, ни по полету птиц: все это—ухищрения сатанинские и проклято свя­тыми отцами, неповиновение учению которых есть явное отпадение от вечной жизни, ибо сказано: отметаяйся вас, Мене отметается (Лук. 10, 16). Страшно это слово, господин Феодор, и имеющим ум Христов надлежит помнить оное с величайшим тщанием. Но хотя небесные тела и служат, по словам блаженного Иоанна Дамаскина, предвестниками ветров и дождей, отчасти же и браней, то по этому не следует их бояться, как будто они виновны сего, и оставлять нужные дела, ибо они не всегда истинствуют, а большею частью погрешают. Но следует держаться сказанного, что любящим Бога вся поспешествуют во благое и, возложив упование на непобедимую силу Христову, делать с помощью Божиею необходимые свои дела. Благословен дом, ска­зал Соломон, который не внемлет соблюдениям, то есть, который не наблюдает дней и часов и не обращает внимания на голоса и полеты птиц. А тех, кото­рые руководятся такими приметами, святые отцы предали анафеме.

Относительно же математических книг—сколько их и каковы они,—об этом говорит тот же Матвей так: так называемых математических книг—четыре: арифметика, мусикия, геометрия и астрономия. Не книги эти правилом запрещено читать, а то, чтобы пользоваться ими превратно и веровать, что наши обстоятельства зависят от движения небесных тел, и пытаться узнать что-либо будущее, как имеющее непременно совершиться по причине такого то и такого движения звезд. Так говорит священный Матвей; правило же он упоминает 36е Лаодикийского собора.

Так как Константин Великий спросил некоторого астролога, по имени Уалента, об участи созданного им города, то вы из этого заключаете, что астро­логическая наука необходима для царей. На это отвечаем, что во-первых предсказание астролога оказалось ложным и неверным, ибо он предсказал пребывание города только в течете 606 лет; город же существует, если считать только время владычества в нем благочестивых царей,—1108 лет; если же прибавить к этому и время после занятия его измаильтянами, то ока­жется 1214 лет. Этим обличается лживость этой хит­рости. И если так было в те времена, когда наиболее процветали науки и учения внешней еллинской премудро­сти, которые достигли у них самой высокой степени, то в нынешние времена, когда вид этого учения, равно как и прочие еллинские науки, совсем погасли и дошли, так сказать, до последнего издыхания, будучи ослаблены силою воплотившегося Бога Слова,—она тем более ока­жется ложною. И об этом, равно как и о многом другом, было также предсказано пророками: погублю, го­ворит, премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю (Исаия 29, 14). Павел же яснее взывает, говоря: где премудр; где книжник; где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего; (I. Кор. 1, 20)? Если же знание это изобличено, как ложное, и Богом показано, как безумие, как говорит Апостол, то значит, что оно уже стало ненужным для благочестивых царей, чтобы, посредством сего узнавать будущее, ибо оно оказалось ложным и безумием у Бога. Во-вторых, утверждаем, что для внешних благочестивых царей нет никакой настоятельной необходимости последовать обычаям древних римских царей. Ибо многие из еллинских обычаев вместе с царями получили право гражданства у благочестивых, так как цари изначала не могли сразу все оставить. И это ясно доказывается тем, что Великий Феодосий долго упрашивал членов синклита, чтобы они приняли веру во Христа и оставили бы поклонение еллинским богам, но не возмог убедить их. Затем он вторично просил их, чтобы они, так как не хотят принять веры во Христа, то хотя согласилась бы отме­нить те расходы, которые установлены по еллинскому обычаю на празднества и жертвоприношения, ибо этим расходом, говорил он, отягощается царская казна, тогда как для содержания войска требуются большие средства. Но и в этом члены синклита его не послуша­лись. Видите ли, как пагубный обычай тогда еще дер­жался между приближенными благочестивых царей. По­этому нет ничего удивительного, если, в силу древнего обычая, по какой-нибудь надобности при них име­лись и астрологи. Но это не продолжалось и при следующих царях, когда самое, царство достигло в совершен­ство возраста и разума о Христе, когда все древние обманы были отвергнуты и установлен благочестивыми царями закон, по которому воспрещено было преподавать народу часть математики, называемую астрологией, в которой излагается учение о гаданиях при рождении, как воспре­щенную святыми отцами. Следовательно, и это ваше до­казательство, как и все прочее, оказывается пустым.

Видите ли, что благочестивое учение Церкви отовсюду огрождено пророками, апостолами, учителями, историей Церкви, писанною как внешними, так и нашими (истори­ками), священными правилами и царскими законами. Поче­му же, презирая собрание стольких и таких великих священных мужей внимаем одному, двум или трем чародеям, как бы апостолам и, последуя их учению, произносим хулы на Бога, выставляя Его творцом зла. Ибо, по вашим словам, мы влиянием звезд насильно вле­чемся в противоестественные пороки, так как знаки зодиака и планеты при рождении нашем определяют вперед наши дела. Слушайте вы, которые говорите, что можно посредством звезд узнать будущее, и ужасни­тесь! Ангелы бесплотные, будучи разумного естества, осияваемые обильно и всегда наслаждающиеся божествен­ными просвещениями, и те ничего более не знают о будущем, как только то, что откроет им Дух Свя­тый. Как же звезды, будучи бездушны по естеству, не­разумны и глухи, могут иметь какую-нибудь силу предуведения, определять жребий для нашей жизни и на­сильно влечь нас к добродетели или порокам? Воистину глухи и вполне неразумны суть—как проповедующие, так и принимающие это учение! Горе великому нашему ослеплению! Но зачем же ты здесь ссылаешься на Гедеона и Давида? А что им было заповедано, того ты не объяснил. Или о них скажешь, что они посред­ством звездных гаданий, полета и пения птиц и других подобных языческих нечестий получили знаменитые те и чудные победы на иноплеменников? К чему же привели и приточное изречение, что когда оскудеет пророчество, тогда рассеются люди? Или вы думаете, что здесь разумеется звездное гадание? И если вы так ду­маете, то воистину исполнилось над вами сказанное: не познанша ниже уразумеша, во тме ходят (Пс. 81, 5), глаголющеся быти мудри, обюродеша (Рим. 1, 22). Ибо и для слепого, как говорит притча, доказательства оче­видны. А как ты помянул о Гедеоне и Давиде, то покажи, где в Писании пишется о них, чтобы они когда-либо и сколько-нибудь внимали гаданиям звезд или птичьим полетам и голосам.

Но Гедеон и Давид всегда прибегали к Богу и к Его угодникам, а потому и говорит (Давид) в псалме: о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающия нам (Пс. 59, 14). Слушайте со вниманием: о Бозе, говорит, должно творить силу, а не по звездам, или по полетам и голосам птиц, как вы превратно понимаете. В чем же заключалась о Бозе сила Давида,—послушай, как он краткими словами излагает тебе это в седьмом псалме, в котором, прося от Бога помощи, чтобы избавиться ему от всех гонящих его, молит Господа помянуть его незлобие, говоря: Господи, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею: аще воздах воздающим ми зла (Пс. 7, 4—6) и прочее, что там со­держится. Кто имеет руки свои чистыми от всякого убийства и обиды, от лихоимания и похищения чужого, что и означается словами—аще есть неправда в руку моею, а сердце соблюдает чистым от ярости, зависти и злопамятства, тот и сохраняется Богом свыше: он не отпадает от враг своих тощ, душа его не бывает гонима врагами, жизнь его не попирается в землю и слава его не будет обращена в прах (там же). Тако­вому все бывает благопоспешно, и он не нуждается ни в гадании звезд, ни в наблюдении за пением и полетом птиц, в чем понуждался окаянный Саул, кото­рый и сам погиб и весь род его. Не так поступил праведный Езекия, но со слезами и сокрушением сердечным прибег к Могущему спасти его от скорби, когда увидел вокруг стен города многочисленное войско супостата. Таковым и нам следует подражать, а не лакедемонянам и римским царям, Александру и персам,—людям, жившим в нечестии. Также следует нам стараться быть мудрыми в божественном писании, по преданию святых апостолов и вселенских учителей, а не ради стыда пред иноземцами, как ты говоришь, искать обучения вредным наукам.

Так как слова мои во всем имеют подтверждение, то я предложу вам еще одно достовернейшее доказа­тельство из путешествий и проповеди божественного апо­стола Петра, описанных последователем его, а затем и преемником его престола в Риме, священномучеником Климентом. Доказательство это следующее: Фавст, отец Климента, как еллин и опытный в астрологии, убеждал Петра и доказывал ему, что нет Божественного Промысла, но что все в жизни зависит от рождения (под известною планетою) и от судьбы, которую римляне называют „фортуною". Когда Фавст множеством доказательств подтверждал свое мудрование, Петр сказал ему: „Если все зависит от рождения, и ты удостоверился, что это действительно так, то ты советуешь мне несогласно со своими убеждениями.

Я же и мой род от праотцев своих приняли заповедь почитать Бога и не верить рождению, то есть астрологическому гаданию. Поэтому, я не принял твоего совета, тем более, что в астрологии я неопытен. А как я понимаю, скажу тебе: я утверждаю, что все управляется Божественным Промыслом, и каждый по своим делам получит или награду, или наказание. Доказательством же того, что рождение ничего не значит, служит следую­щее: если кто из предстоящих лишен глаза, или имеет руку поврежденную, или хромает ногою, или имеет какой-нибудь другой телесный недостаток, которого врачи исцелить не могут, я же помолюсь Богу и подам ему исцеление. Если это так, то не грешат ли против Создателя всех Бога хулящие Его?" Фавст на это ска­зал: „Разве это хула, чтобы утверждать, что все подле­жат закону рождения?" Петр ответил: „Действительно, так. Ибо, если все человеческие грехи и нечестия и не­чистоты происходят от влияния звезд, как ты утвер­ждаешь, а то, чтобы звезды так действовали, устроено так Богом, так что они бывают совершителями всех зол, то, очевидно, что все совершаемое относится к Нему, как сообщившему звездам силу подчинять всех закону рождения." На это Фавст сказал: „Действительно, так."

Что может быть яснее и убедительнее этого доказа­тельства, о премудрейший Феодор? Верховный Апостол сказал, что утверждающие, будто все наши обстоятель­ства зависят от рождения, этим возводят хулу на Бога. (Зависимость от известной звезды) у нас, греков, принято называть „рождением;" (древние) еллины называют это „имармениею", латиняне же—„фатумом" и „форту­ною". Рождением же это называется потому, что, по пустословиям астрологическим, звезды определяют жребий чело­веческой жизни. Отступим же от такого нечестия, если желаем оказаться хвалящими, а не хулящими благого Вла­дыку, и не дозволим себе быть обманутыми льстивыми словами и пустыми мечтами. Этим советом я не запре­щаю тебе обучаться словесным наукам, которые украшают человека Божия, как ты во всем своем послании клевещешь на меня несправедливо. Где найдется, чтобы я что-либо подобное заповедовал тебе, господин Феодор, или когда-нибудь отклонял бы тебя от изучения медицины, или от другого какого-либо философского знания? Но даже и от созерцания небесных светил и от познания их движения и взаимодействия, от чего происходят перемены четырех времен года и состав­ляются для нас месяцы, времена и годы,—и от этого я тебя не отвожу, ибо это нужно для определения значения известного времени. Не от этого я тебя отклоняю,— никак не от этого!—но от излишних и запрещенных священными правилами учений, как отвлекающих мысли верных от веры и от упования на Бога, а приписывающих все звездам и заставляющих оттуда ждать помощи и укрепления. Слушай, что говорит Священное Писание: Коль благ Бог Израилев правым сердцем (Пс. 72, 1). Позаботься же приобрести правость сердца, и тогда будешь иметь Бога споспешником своим во всем и исправляющим дела рук твоих. Ибо любящим Бога, сказано, вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). Пра­вость же сердца тогда приобретешь, когда скажешь и ты со Псалмопевцем: яко возвеличашася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24). Нет в них ничего строптивого или развращенного, ибо вся премудростию сотворил еси. Созданное же в премудрости, все очень хорошо и исполнено Твоей благости, с премудростью же соединена правда, а с ними неразлучная сожи­тельница есть благость. Создав же человека непостижи­мою Своею премудростью по образу Своему и по подобно, то есть самовластным и владыкою, начальствующим над всем, что на земле, Ты украсил его правдою и благостно и, по человеколюбию Своему, предложил ему спасительные заповеди, при соблюдении которых обещал ему жизнь вечную и царство небесное. Но как же Ты будешь признан мудрым, или благим, или праведным, если созданного по Твоему образу, Ты подчинил влиянию звезд, и их насилию, как того хотят изде­вательства лживых звездочетцев? Каким образом, будучи праведным Мздовоздаятелем, Ты тех, которые по своему произволению избирают благое или злое, или приемлешь или отсылаешь, и доброго сподобляешь жизни вечной, злого же лишаешь и этой,—

И если мы это так признаем, то где Твоя, Владыко, премудрость и правда? Но не попусти мне так мудрствовать, или при­нять что-либо подобное в ум о Твоем неизреченном человеколюбии и о Твоей благости, Владыко! Никогда не допустим того, чтобы Ты был творцом злых дней и часов, ибо Ты один благ и всякого блага виновник. Мы же злы и неблагодарны к Тебе, человеколюбивому Богу и Владыке, и по причине неразумия, бесчисленными окружаем себя злополучиями. Как благополучия, так и злополучия мы сами бываем для себя причиною. Если увидишь, что в уме у тебя обращаются такие разумения, то воистину будешь праведен сердцем и благим ока­жется для тебя Бог Израилев. Если же неправедно раз­бираешь дни и часы, и одни считаешь злыми, а другие— добрыми, и подчиняешь влиянию звезд достоинство самовластия, дарованное тебе Богом, то знай наверно, что воэмется от тебя, говоря словами Евангелия, и то, что думаешь иметь (Лук. 8, 18). Мы из опыта дознали, что только тот сохраняет чистую веру в Бога, кто ника­кого такого учения нисколько не принимает. Многие же несчастные окончательно потонули, низринувшись совер­шенно в это безбожие. Ах, сколько найдешь ты в итальянских училищах и во Франции недугующих этим недугом, которые по страху, чтобы не подвергнуться назначенным папою наказаниям, и против воли при­нуждены бывают скрывать в себе это беззаконие.