Dogmatic Writings

Так как Константин Великий спросил некоторого астролога, по имени Уалента, об участи созданного им города, то вы из этого заключаете, что астро­логическая наука необходима для царей. На это отвечаем, что во-первых предсказание астролога оказалось ложным и неверным, ибо он предсказал пребывание города только в течете 606 лет; город же существует, если считать только время владычества в нем благочестивых царей,—1108 лет; если же прибавить к этому и время после занятия его измаильтянами, то ока­жется 1214 лет. Этим обличается лживость этой хит­рости. И если так было в те времена, когда наиболее процветали науки и учения внешней еллинской премудро­сти, которые достигли у них самой высокой степени, то в нынешние времена, когда вид этого учения, равно как и прочие еллинские науки, совсем погасли и дошли, так сказать, до последнего издыхания, будучи ослаблены силою воплотившегося Бога Слова,—она тем более ока­жется ложною. И об этом, равно как и о многом другом, было также предсказано пророками: погублю, го­ворит, премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю (Исаия 29, 14). Павел же яснее взывает, говоря: где премудр; где книжник; где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего; (I. Кор. 1, 20)? Если же знание это изобличено, как ложное, и Богом показано, как безумие, как говорит Апостол, то значит, что оно уже стало ненужным для благочестивых царей, чтобы, посредством сего узнавать будущее, ибо оно оказалось ложным и безумием у Бога. Во-вторых, утверждаем, что для внешних благочестивых царей нет никакой настоятельной необходимости последовать обычаям древних римских царей. Ибо многие из еллинских обычаев вместе с царями получили право гражданства у благочестивых, так как цари изначала не могли сразу все оставить. И это ясно доказывается тем, что Великий Феодосий долго упрашивал членов синклита, чтобы они приняли веру во Христа и оставили бы поклонение еллинским богам, но не возмог убедить их. Затем он вторично просил их, чтобы они, так как не хотят принять веры во Христа, то хотя согласилась бы отме­нить те расходы, которые установлены по еллинскому обычаю на празднества и жертвоприношения, ибо этим расходом, говорил он, отягощается царская казна, тогда как для содержания войска требуются большие средства. Но и в этом члены синклита его не послуша­лись. Видите ли, как пагубный обычай тогда еще дер­жался между приближенными благочестивых царей. По­этому нет ничего удивительного, если, в силу древнего обычая, по какой-нибудь надобности при них име­лись и астрологи. Но это не продолжалось и при следующих царях, когда самое, царство достигло в совершен­ство возраста и разума о Христе, когда все древние обманы были отвергнуты и установлен благочестивыми царями закон, по которому воспрещено было преподавать народу часть математики, называемую астрологией, в которой излагается учение о гаданиях при рождении, как воспре­щенную святыми отцами. Следовательно, и это ваше до­казательство, как и все прочее, оказывается пустым.

Видите ли, что благочестивое учение Церкви отовсюду огрождено пророками, апостолами, учителями, историей Церкви, писанною как внешними, так и нашими (истори­ками), священными правилами и царскими законами. Поче­му же, презирая собрание стольких и таких великих священных мужей внимаем одному, двум или трем чародеям, как бы апостолам и, последуя их учению, произносим хулы на Бога, выставляя Его творцом зла. Ибо, по вашим словам, мы влиянием звезд насильно вле­чемся в противоестественные пороки, так как знаки зодиака и планеты при рождении нашем определяют вперед наши дела. Слушайте вы, которые говорите, что можно посредством звезд узнать будущее, и ужасни­тесь! Ангелы бесплотные, будучи разумного естества, осияваемые обильно и всегда наслаждающиеся божествен­ными просвещениями, и те ничего более не знают о будущем, как только то, что откроет им Дух Свя­тый. Как же звезды, будучи бездушны по естеству, не­разумны и глухи, могут иметь какую-нибудь силу предуведения, определять жребий для нашей жизни и на­сильно влечь нас к добродетели или порокам? Воистину глухи и вполне неразумны суть—как проповедующие, так и принимающие это учение! Горе великому нашему ослеплению! Но зачем же ты здесь ссылаешься на Гедеона и Давида? А что им было заповедано, того ты не объяснил. Или о них скажешь, что они посред­ством звездных гаданий, полета и пения птиц и других подобных языческих нечестий получили знаменитые те и чудные победы на иноплеменников? К чему же привели и приточное изречение, что когда оскудеет пророчество, тогда рассеются люди? Или вы думаете, что здесь разумеется звездное гадание? И если вы так ду­маете, то воистину исполнилось над вами сказанное: не познанша ниже уразумеша, во тме ходят (Пс. 81, 5), глаголющеся быти мудри, обюродеша (Рим. 1, 22). Ибо и для слепого, как говорит притча, доказательства оче­видны. А как ты помянул о Гедеоне и Давиде, то покажи, где в Писании пишется о них, чтобы они когда-либо и сколько-нибудь внимали гаданиям звезд или птичьим полетам и голосам.

Но Гедеон и Давид всегда прибегали к Богу и к Его угодникам, а потому и говорит (Давид) в псалме: о Бозе сотворим силу: и Той уничижит стужающия нам (Пс. 59, 14). Слушайте со вниманием: о Бозе, говорит, должно творить силу, а не по звездам, или по полетам и голосам птиц, как вы превратно понимаете. В чем же заключалась о Бозе сила Давида,—послушай, как он краткими словами излагает тебе это в седьмом псалме, в котором, прося от Бога помощи, чтобы избавиться ему от всех гонящих его, молит Господа помянуть его незлобие, говоря: Господи, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею: аще воздах воздающим ми зла (Пс. 7, 4—6) и прочее, что там со­держится. Кто имеет руки свои чистыми от всякого убийства и обиды, от лихоимания и похищения чужого, что и означается словами—аще есть неправда в руку моею, а сердце соблюдает чистым от ярости, зависти и злопамятства, тот и сохраняется Богом свыше: он не отпадает от враг своих тощ, душа его не бывает гонима врагами, жизнь его не попирается в землю и слава его не будет обращена в прах (там же). Тако­вому все бывает благопоспешно, и он не нуждается ни в гадании звезд, ни в наблюдении за пением и полетом птиц, в чем понуждался окаянный Саул, кото­рый и сам погиб и весь род его. Не так поступил праведный Езекия, но со слезами и сокрушением сердечным прибег к Могущему спасти его от скорби, когда увидел вокруг стен города многочисленное войско супостата. Таковым и нам следует подражать, а не лакедемонянам и римским царям, Александру и персам,—людям, жившим в нечестии. Также следует нам стараться быть мудрыми в божественном писании, по преданию святых апостолов и вселенских учителей, а не ради стыда пред иноземцами, как ты говоришь, искать обучения вредным наукам.

Так как слова мои во всем имеют подтверждение, то я предложу вам еще одно достовернейшее доказа­тельство из путешествий и проповеди божественного апо­стола Петра, описанных последователем его, а затем и преемником его престола в Риме, священномучеником Климентом. Доказательство это следующее: Фавст, отец Климента, как еллин и опытный в астрологии, убеждал Петра и доказывал ему, что нет Божественного Промысла, но что все в жизни зависит от рождения (под известною планетою) и от судьбы, которую римляне называют „фортуною". Когда Фавст множеством доказательств подтверждал свое мудрование, Петр сказал ему: „Если все зависит от рождения, и ты удостоверился, что это действительно так, то ты советуешь мне несогласно со своими убеждениями.

Я же и мой род от праотцев своих приняли заповедь почитать Бога и не верить рождению, то есть астрологическому гаданию. Поэтому, я не принял твоего совета, тем более, что в астрологии я неопытен. А как я понимаю, скажу тебе: я утверждаю, что все управляется Божественным Промыслом, и каждый по своим делам получит или награду, или наказание. Доказательством же того, что рождение ничего не значит, служит следую­щее: если кто из предстоящих лишен глаза, или имеет руку поврежденную, или хромает ногою, или имеет какой-нибудь другой телесный недостаток, которого врачи исцелить не могут, я же помолюсь Богу и подам ему исцеление. Если это так, то не грешат ли против Создателя всех Бога хулящие Его?" Фавст на это ска­зал: „Разве это хула, чтобы утверждать, что все подле­жат закону рождения?" Петр ответил: „Действительно, так. Ибо, если все человеческие грехи и нечестия и не­чистоты происходят от влияния звезд, как ты утвер­ждаешь, а то, чтобы звезды так действовали, устроено так Богом, так что они бывают совершителями всех зол, то, очевидно, что все совершаемое относится к Нему, как сообщившему звездам силу подчинять всех закону рождения." На это Фавст сказал: „Действительно, так."

Что может быть яснее и убедительнее этого доказа­тельства, о премудрейший Феодор? Верховный Апостол сказал, что утверждающие, будто все наши обстоятель­ства зависят от рождения, этим возводят хулу на Бога. (Зависимость от известной звезды) у нас, греков, принято называть „рождением;" (древние) еллины называют это „имармениею", латиняне же—„фатумом" и „форту­ною". Рождением же это называется потому, что, по пустословиям астрологическим, звезды определяют жребий чело­веческой жизни. Отступим же от такого нечестия, если желаем оказаться хвалящими, а не хулящими благого Вла­дыку, и не дозволим себе быть обманутыми льстивыми словами и пустыми мечтами. Этим советом я не запре­щаю тебе обучаться словесным наукам, которые украшают человека Божия, как ты во всем своем послании клевещешь на меня несправедливо. Где найдется, чтобы я что-либо подобное заповедовал тебе, господин Феодор, или когда-нибудь отклонял бы тебя от изучения медицины, или от другого какого-либо философского знания? Но даже и от созерцания небесных светил и от познания их движения и взаимодействия, от чего происходят перемены четырех времен года и состав­ляются для нас месяцы, времена и годы,—и от этого я тебя не отвожу, ибо это нужно для определения значения известного времени. Не от этого я тебя отклоняю,— никак не от этого!—но от излишних и запрещенных священными правилами учений, как отвлекающих мысли верных от веры и от упования на Бога, а приписывающих все звездам и заставляющих оттуда ждать помощи и укрепления. Слушай, что говорит Священное Писание: Коль благ Бог Израилев правым сердцем (Пс. 72, 1). Позаботься же приобрести правость сердца, и тогда будешь иметь Бога споспешником своим во всем и исправляющим дела рук твоих. Ибо любящим Бога, сказано, вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). Пра­вость же сердца тогда приобретешь, когда скажешь и ты со Псалмопевцем: яко возвеличашася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 24). Нет в них ничего строптивого или развращенного, ибо вся премудростию сотворил еси. Созданное же в премудрости, все очень хорошо и исполнено Твоей благости, с премудростью же соединена правда, а с ними неразлучная сожи­тельница есть благость. Создав же человека непостижи­мою Своею премудростью по образу Своему и по подобно, то есть самовластным и владыкою, начальствующим над всем, что на земле, Ты украсил его правдою и благостно и, по человеколюбию Своему, предложил ему спасительные заповеди, при соблюдении которых обещал ему жизнь вечную и царство небесное. Но как же Ты будешь признан мудрым, или благим, или праведным, если созданного по Твоему образу, Ты подчинил влиянию звезд, и их насилию, как того хотят изде­вательства лживых звездочетцев? Каким образом, будучи праведным Мздовоздаятелем, Ты тех, которые по своему произволению избирают благое или злое, или приемлешь или отсылаешь, и доброго сподобляешь жизни вечной, злого же лишаешь и этой,—

И если мы это так признаем, то где Твоя, Владыко, премудрость и правда? Но не попусти мне так мудрствовать, или при­нять что-либо подобное в ум о Твоем неизреченном человеколюбии и о Твоей благости, Владыко! Никогда не допустим того, чтобы Ты был творцом злых дней и часов, ибо Ты один благ и всякого блага виновник. Мы же злы и неблагодарны к Тебе, человеколюбивому Богу и Владыке, и по причине неразумия, бесчисленными окружаем себя злополучиями. Как благополучия, так и злополучия мы сами бываем для себя причиною. Если увидишь, что в уме у тебя обращаются такие разумения, то воистину будешь праведен сердцем и благим ока­жется для тебя Бог Израилев. Если же неправедно раз­бираешь дни и часы, и одни считаешь злыми, а другие— добрыми, и подчиняешь влиянию звезд достоинство самовластия, дарованное тебе Богом, то знай наверно, что воэмется от тебя, говоря словами Евангелия, и то, что думаешь иметь (Лук. 8, 18). Мы из опыта дознали, что только тот сохраняет чистую веру в Бога, кто ника­кого такого учения нисколько не принимает. Многие же несчастные окончательно потонули, низринувшись совер­шенно в это безбожие. Ах, сколько найдешь ты в итальянских училищах и во Франции недугующих этим недугом, которые по страху, чтобы не подвергнуться назначенным папою наказаниям, и против воли при­нуждены бывают скрывать в себе это беззаконие.

Мы же, будучи расположены к тебе любовью духов­ною, написали это, собрав доказательства из боговдохновенных писаний, и как в первом своем послании, так и теперь свидетельствуем об этом, а не для того написали сие, чтобы показать изобилие какой-нибудь своей премудрости, или чтобы такими посланиями отвлечь тебя от изучения словесных наук. Далеко отстоим мы от такого безумия. Но, познав из многолетнего опыта погрешительность науки о движении звезд, мы сочли несправедливым молчать о сем, но предлагаем желающим принять сказанное, о заключающемся в нем зле. Вы же, не знаю, что с вами случилось, проявили нерасположение к нашим посланиям, и нас не поленились неправильно оклеветать, как будто мы стараемся отвести вас от изучения полезных наук, и с великим буйством и безумием обвиняете нас во всем вашем послании, в котором повелеваете нам прилежнее ура­зуметь приводимые вами изречения святых. Но если бы вы говорили что-нибудь полезное и угодное святым, то мы, действительно, были бы весьма вам благодарны и не отказались бы учиться у вас. Теперь же, хорошо ска­занное святыми вы неправильно понимаете и извращаете согласно своему мудрованию, надеясь таким образом оправдать себя в своем заблуждении. Когда же вы уви­дите позор такого своего злоупотребления, тогда восплачете, но, может быть, уже безуспешно. Я же чист от вашей крови, ибо сделал то, что от меня зависело, и после этого пусть никто меня не беспокоит. Здравствуй о Господе и познавай истину!

XVII. О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба.

Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, вся­кой власти и всякого начальства, коих желаем, пода­тель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. Всякое бо, сказано даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Иное есть даяние благо, и иное — дар совер­шен. Даяние благо, это—душевные добродетели, как то: разум, мужество, правда, целомудрие, кротость и смиренномудрие; также и подаваемые нам от Вышней Бо­жественной Благости житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить и чтобы жить хорошо. Дар же совершен, который свыше обильно подается достойным, это— различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения вышепомянутые естественные блага душевные. Царство же и священство, украшаемые и ограждаемые исповеданием благочестивой православной веры, суть два величайшие, лучшие и совершеннейшие блага, подаваемые благочестивым свыше божественным человеколюбием и благостью, — дабы одним освящались и просвещались люди верующие, чтобы богоугодно спасались и прилежным исполнением заповедей Божиих сохранялись бы в вере и любви к Вышнему; другим же ограждались бы и жили сохранно и благонадежно, не опасаясь нашествия иноплеменников, имея благоверно царствующих над ними, которые и ополчаются всегда против супостатов, устраивая подчиненным жизнь тихую и безмя­тежную.

Пусть научатся они говорить с боговдохновенным пророком и царем Давидом: рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и согрешающим, не возносите рога. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит (Пс. 74, 5. 8). Вот справедливое и нелестное мудрование и учение: Сам праведный Судия и Промыслитель о всех во­обще тварях Своих, одного возносит, а другого смиряет неизглаголанными судьбами, ведомыми Ему еди­ному, а не баснословимое счастье и круг зодиака и появление звезд и планет. Также и в другом месте яснее еще богословствует тот же боговдохновенный царь, говоря: Кто яко Господь Бог наш; на высоких живый, и на смиренные призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. Для чего? Посадити его, говорит, с князи, с князи людей Своих (Пс. 112, 5—8). Послушаем же внимательно и блаженную пророчицу Анну, и сохраним твердо в уме своем ее непогрешительное и боговдохновенное мудрование. Она ясно и твердо говорит, заграждая незатворяющиеся уста последующих латинству германцев, усиливающихся вкоренить свое заблуждение в мысли православных. Послушаем же внимательно, что говорит эта блаженная пророчица, про­свещенная Духом Святым, а не как халдеи, которые были омрачены и обмануты духом бесовским. Не хвалитеся, говорит, и не глаголите высокая в гордыни, и сле­дующее за сим. Затем приводит, говоря: Господь мерт­вит, и живит, низводит во ад, и возводит: Господь убожит и богатит, смиряет и высит, восставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища. Для чего? Посадити его, говорит, с могущими людей, и престол славы дая в наследие им (1 Цар. 2, 3. 6—8). Есть ли в этих достопоклоняемых словах что-либо о счастье или о колесе, ко­торое возводит и низводит будто бы некоторых по предназначению звезд и планет? Что скажут на это те, которые утверждают, что движение звезд бывает при­чиною для одних—богатства или славы и начальнического достоинства, а для других—убожества, бесславия и крайнего бесчестия? Следовательно, не от звезд и зодиака и планет, но от Самого Создателя, Отца светов, исходит всякое даяние благо, и всяк дар совершен на достойных такового дара и такой благодати. И доказательств сему найдем не мало, если достоверно и с любовно к истине поищем сего в Ветхом и Новом Завете. В Ветхом найдем сказание о совершившемся божествен­ным промыслом и благодатью над Саулом и Дави­дом, первыми царями израильскими. Увидим, что Саул, отправившийся отыскивать пропавших ослят, был при­веден к пророку Самуилу не счастьем и колесом, как ложно утверждают звездочетцы, но Самим Создателем всего, Который предвозвестил о нем пророку и повелел помазать его в царя над израильтянами, и когда он после помазания скрылся, то Господь сказал о нем Самуилу, где он скрывается. Потом, когда Господь вознегодовал на него за его безумное преслушание, когда он преслушался дважды и трижды, то повелел Самуилу идти в Вифлеем к Иессею и помазать на царство сына Иессеева. Когда же пророк хотел по­мазать Елиава, первого сына Иессеева, который отличался среди прочих братий и красотою, и возрастом телесным, то Господь возбранил ему, сказав пророку о каждом из братий, коих было семь, что ни одного из них Господь не избрал на царство. Тогда был призван от стад овчих младпий их брат Давид, ко­торый, когда предстал, то пророк тотчас помазал его, так как Господь сказал ему о нем: „Это тот са­мый, которого Я избрал; встань и помажь его".

Поняли ли мы из этого, что советом и мановением божественным, а не по басням о колесе и счастье, поставляются некоторые на высоте престолы, и также опять низлагаются с них? Что касается до Саула и Давида, было так. Посмотрим же еще на различные устроения Промысла Божия относительно царей самарийских. Когда Соломон прогневал Создателя всех и Господа, воздав поклонение с жертвоприношениями Астарте, богине сидонской, и Хамосу, богу моавитскому, и прочим богам жен своих, тогда человек Божий, про­рок Ахия, получив повеление от Бога, вручает де­сять колен израильских Иеровоаму, рабу Соломонову, назначив его над ними царем, что и исполнилось по Божию повелению, а не по колесу счастья. Потом, когда Иеровоам впал в беззакония и согрешил пред Богом, то Ваас, сын Ахиин, принял царство Самарийское, убив царя Навата, сына Иеровоамова, и истребив весь дом его, навлекший на себя гнев Божий. Но что­бы мне не обременить слушателей повествованием о случившемся с каждым из них по устроению Божию,— ибо много удивительного совершилось там Промыслом Божиим, которым некоторые были возведены на цар­скую высоту из низкого состояния, и потом опять были погублены со всем родом своим, когда дурно и безбожно распоряжались царством,—перейду к Новому За­вету и постараюсь рассказать, что произошло в нем по неисследованному промыслу Божию. Случившееся здесь не маловажнее того, что было в Ветхом Завете, в смысле показания истины и к обличению звездочетского обмана, но и весьма доказательно и беспрекословно. Так, Константин Великий, первый из царей христианских, не колесом счастья и не по различному движению пла­нет, а явлением креста, составленного из звезд, ко­торым он свыше постепенно приводился к истинной вере, и надписями был воодушевлен ополчиться про­тив богоборца Максентия, ибо надписание говорило ясно: „Константин, сим побеждай врага своего". Затем, когда он победил его силою креста и соделался самодержцем всей римской державы, то по промыслу Божию впал в недуг, дабы, стараясь избавиться от не­го, он удостоился найти такого врача, который возмог бы избавить его и от недуга и от проказы неверия, что он и получил. Таков был промысел о сем благоверном царе. А совершившееся относительно царствовавших в Константинополе — Иустиниана Великого и Иустина, Василия Македонянина, Фоки мучителя и Маврикия,—не ясно ли свидетельствует, что по Божествен­ному совету и мановению, а не колесом счастья и движением звезд, одни возводились на высоту царскую, а другие бесчестно лишались сего. Когда царь Анастасий, названный Дикорр, хотел казнить некоторых враждебных ему вельмож, то божественное некоторое видение, бывшее ему во сне, дозволило ему это, при чем ему было сказано: „врагов твоих дозволяется тебе каз­нить; Иустиниану же и Иустину да не причинишь никако­го зла, ибо они суть сосуды, предназначенные Божествен­ным Промыслом и имеющие ему послужить, каждый в свое время". Также Маврикий послал многие мило­стыни живущим повсюду преподобным инокам, умо­ляя чрез них Бога, чтобы прощено было ему бесчеловечное согрешение, которое он совершил, предав по великой вражде варварам на смерть четырнадцать тысяч воинов. И слышит он во сне голос Неумытного Судии, Который говорит ему: „где хочешь, чтобы Я воздал тебе,—в нынешнем ли веке, или в будущем?". И когда он ответил: „в нынешнем",—то Праведный Судия на это сказал: „предайте его Фоке воину"; что немедленно и исполнилось. Фока на востоке был провозглашен войском царем греческим. Маврикий же, услышав об этом и вместе узнав о пришествии его, ночью бежал из палат царских. Фока же, получив царскую власть и узнав, что Маврикий находится еще в живых, велел привести его и казнить всенародно, что и было исполнено праведными судьбами Божиими, а не счастьем каким то и его колесом. И опять Фоку, который дурно и богомерзко правил царством, Господь низложил с бесчестием чрез Ираклия и горькою смертью лишил его этой жизни. Но, чтобы не оказаться мне для вас обременительным, если буду подробно пове­ствовать о происшествиях, которые устраивались промыслом общего всех Создателя во все времена и в царствах разных народов,—предложу вам свидетель­ство боговдохновенных отцев и учителей вселенских, которые весьма ясно и строго запрещают нам вда­ваться в прелесть звездочетства, и этим закончу слово.