Миссионерские письма

Еще есть камни. Когда уста евреев умолкли, возопили камни храма Соломонова. И по сей день вопиют. Ибо исполнилось пророчество об этом храме: и камня на камне не осталось [98]. Гордости и славы Израиля, храма Соломонова, сегодня не существует. Сохранились только остатки стен, ровно столько, чтобы дщери и сыны Израиля могли каждую субботу биться о них головой, о “стену плача”, с воплем и рыданием. Остатки этих камней своим молчанием возвещают о проигранной битве.

И еще есть камни. Евреи давно молчат о Христе. Не радуются Ему, не славят Его, не восклицают: “Осанна!”. Потому оскорбленный Бог презрел их единственный храм и его жертвы. Попустил его разорение. Но сотни тысяч каменных храмов воздвигнуты во всем мире во славу Христа. И эти камни свидетельствуют и вопиют о том, о чем евреи молчат.

Есть и другие камни. До поры не вопиют они, но возопят в конце времен, пред Вторым пришествием Господа. Прорек Прозорливый о конце света: и земля потрясется, и солнце померкнет, и луна утратит свое сияние, и звезды спадут с неба [99]. Что есть земля, луна и солнце, если не камни? На своем языке, так, как умеют, эти огненные камни возопят в назначенный час. В тот час, когда явятся многие лжепророки, и умножится беззаконие, и любовь к Богу охладеет. Одним словом, когда христиане умолкнут вслед за евреями. Тогда тела небесные, эти огненные каменья Божии, возопят на своем языке, как они умеют. И возвестят приход Судии, как когда-то восточная звезда возвестила о рождении Спасителя.

Мир вам и здравия от Господа.

Письмо 55 образованному человеку, который пришел к заключению, что есть “что-то”

Ты пишешь, что должно в конце концов “что-то” быть. Говоришь, что читал книгу какого-то великого астронома о звездах и тебе бросилось в глаза утверждение этого известного ученого: “В мире все необъяснимо без Бога”. И это заставило тебя сделать вывод, что есть “что-то”.

Скажи, сын Лазарев: “Есть Бог” — и радуйся! “Есть что-то”,— так говорят многие образованные люди. Но если до конца жизни пребудешь только со словом “что-то”, то и жизнь твоя останется ничтожной.

Одно мгновенное предчувствие, что видимый мир содержит какую-то великую тайну, — это еще далеко не та животворящая и плодоносная вера, освещающая наш путь и указующая цель.

Сказать, что “есть что-то”,— еще не значит увидеть свет дня. Это значит, что путник едва-едва заметил в ночном мраке расширенными своими зеницами приближение рассвета. А от него до восхода солнца еще долгий путь. Если бы ты сказал: “Есть Кто-то”, заря зарумянилась бы над горизонтом твоей жизни.

Познай Творца своего, дорогой брат. Это важнее познания Его творений. Не пополняй общество тех, о которых апостол говорил: и служили твари вместо Творца(Рим. 1, 25). Се, Всевышний Художник стоит перед Своим произведением. Ты слишком засмотрелся на Его прекрасные полотна, которые поначалу открывают глаза, а затем слепят. Почему не подойдешь к Художнику и не познакомишься с Ним? Христос для того и сошел на землю, чтобы протянуть тебе руку и познакомить с Творцом. Кто не подойдет ближе к Художнику на этом свете, в Его изумительной мастерской, не познакомится с Ним, не представится и не поклонится Ему, тот не будет допущен в небесный чертог Его.

Пишу тебе это, вернувшись с похорон. В Охриде умер один благочестивый молодой человек. Лицо его на смертном одре было светло, светлее, чем при жизни. Жил по вере и в вере упокоился. Совсем молодой, но мудрый. А ты уже немолод.

Мир тебе и милость от Господа.

Письмо 56 книготорговцу Светолику М., о новых еретиках

Пишешь, что слышал, как некие люди на берегу Дуная проповедовали народу новое и необычное учение. Суть его сводится к словам: “Чем хуже, тем лучше”. Они утверждают, что конец света уже на пороге. Утверждают, что предсказанные признаки Второго пришествия Христова уже явлены в мире. Это и землетрясения, и войны, и безбожие, нарушение законов природы, раздоры между людьми и многое другое. И на основании этого они учат людей, что не следует противостоять злу в мире, чтобы зло умножилось и ускорился приход Христа. Нужно, говорят они, радоваться восстаниям, войнам, кризису, наводнениям, засухе, голоду, ссорам соседей, безбожию, преступлениям, беспорядкам, распаду семьи, церковным нестроениям, развалу государств. Не нужно исправлять эту жизнь, не нужно собирать то, что распадается, но пусть жизнь сама распадется, заржавеет, наполнится ядом и станет невыносимой. Все ради того, чтобы побудить Христа прийти скорее и положить всему конец. Одним словом, мы должны активно содействовать гибели мира, чтобы вынудить Христа снова прийти на землю. И без конца повторяют: “Чем хуже, тем лучше”.