И тогда уже не с ужасом, а с великой радостью мы будем думать о дне последнего воскресения. Тогда мы даже не предстанем пред Страшным Престолом Судии, но будем радоваться, взирая на Господа в день последнего воскресения.
К этому и призывает св. Церковь словами сегодняшнего тропаря: «Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерт > вопием. Осанна в вышних, благословен Грядыи во Имя господне».
Аминь.
40. День памяти Святителя Николая
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Творим сегодня память вселенского всемирного архиерея, угодника Божия Святителя Николая.
У каждого архиерея, у каждого епископа есть своя паства которая ограничена тем или иным городом, которая ограничена этой земной жизнью.
Но есть архиереи, паства которых продолжает руководствоваться ими и тогда, когда сами они уже отошли в иной горний мир. И мы знаем таких архиереев: мы чтим память Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста, чтим и наших святителей Московских и всея России чудотворцев. Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Ермогена, которые и после смерти остались в общении с нами, которые и теперь руководят нами.
Но есть архиерей, паства которого не ни местом, ни временем, ни народом. Этот кий Пастырь, этот Архиерей архиереев -Мирликийский пастырь, живший в маленьком, незаметном городке, ничего как будто бы в жизни не приобретший, шедший скромным путем, которым шли многие. Однако его житие не ограничивается его земной жизнью, оно продолжается и будет продолжаться до скончания века, до тех пор, пока есть люди на земле, нуждающиеся в его помощи.
Этот вселенский пастырь, который не был даже так возвеличен и прославлен, как те вселенские учители и святители, о которых я говорил, выявил те христианские добродетели, которые выявил в нем «Вещей Истина», которые выявил в нем Господь, и эти добродетели — это правило веры его и образ кротости, и нищета духовная, были в нем ярки как ни в ком другом.
Святая Церковь приравнивает его к Апостолам и Пророкам, называя его «Апостолов и Пророков равностоятель». Она чтит его настолько, что назначает ему недельный день, что не сделала Она ни для кого, даже из архиереев, считающихся вселенскими учителями.
У каждого из названных мною архиереев есть то, что выявляет его душу, что делает его христианином, что является смыслом его жизни, к чему остальное только прикладывается.
Великие вселенские учители — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, выявили в своей жизни то же, что Святитель Николай, потому что и были великими. Без нищеты духовной, всякий, кто бы он ни был, какой бы почет не оказывали ему здесь, на земле, не имеет в себе того, что выделяет его из мира, что делает его христианином.
Для нас, переживающих великую церковную смуту, для тех, кто плывет по мутным волнам этого моря, несущим ту грязь, которая поднята волнением со дна, для нас он прежде всего должен решить вопрос — с кем и как идти и на кого опираться, что иметь основанием, чтобы идти тем или иным путем. Св. Отцы и Св. Николай говорят, что всякое слово, хотя бы и христианское, не является действенным до тех пор, пока оно не становится делом того, кто его произносит. Великий учитель наш авва Пимен говорит, что мы должны приучать сердце наше соблюдать то, чему язык учит.