«Если ты ленив и медленен, а брат твой горяч, то потерпи его горячность, чтобы он потерпел твою медлительность».

Нам нужно радоваться духовному росту ближнего. И если мы видим, что кто-нибудь помогает другому, несет его тяготы, мы не должны завидовать, а должны радоваться, ибо, помогая ему, он помогает и нам, потому что все мы связаны неразрывной цепью. Особенно это относится к духовному отцу. Если духовный отец помогает одному, то он тем самым помогает и другому, помогает всем, ибо от спасения окружающих зависит наше спасение.

Мы должны сами подойти к тому человеку, которому помогают, который нуждается в помощи, и постараться тоже помочь ему. И этим мы принесем пользу главным образом самим себе. Особенно мои слова должны быть понятны тем, кто знал Батюшку, который говорил всегда: «Любите людей, разгружайте их».

Слова Апостола «Друг друга тяготы носите и тако исполните Закон Христов» не должны быть для нас только словами, которые мы читаем, открывая Послание к Галатам или придя к Батюшке на могилку, и сейчас же забываем...

Нет, мы должны исполнить их, ибо наши великие церковные учителя, память которых мы совершаем во второй половине января, все говорят о том, что всякое слово Св.Писания нужно читать делами.

Итак, если мы действительно хотим исполнить Закон Христов, то должны помнить, что все мы неразрывно связаны друг с другом в одном Теле Христовом — Церкви.

Иного пути нет для исполнения Заповедей Христовых.

Исполняя так Закон Христов, бережно относясь к чужой душе, помня, что в ближнем наше спасение, — мы мало-помалу будем входить в Царство Божие.

Аминь

(Тексты воспроизводятся по записям прихожан)

Из поучений на Рождество Христово

Рождество Христово… Радостный праздник, принесший нам спасение. Но Рождество Христово есть для нас радость не только потому, что Христос пришел, но и пострадал на Голгофе, избавив человека от греха проклятия и смерти. Радостный праздник - он в предпразднстве своем дает нам образы великих праотцев Христа по плоти, ветхозаветных праведников.

Христос пришел потому, что мы впали в грех, потому, что первый человек растерял первозданную доброту Образа Божия. Христос пришел, чтобы падшего праотца восставить образ, - и вот Святая Церковь, приуготовляя нас к этому великому празднику, призывает идти тем же путем, каким шло прежде нас все человечество. Ибо если Святая Церковь уже давно воспевает: Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите, то мы сейчас присутствуем при приготовлении к этому событию. Мы должны приобщиться - мы, люди Нового Завета, - к тем праотцам, которые ждали Спасителя, и они смогут многому нас научить. Скоро мы с ангелами, пастырями и волхвами будем поклоняться рожденному Христу. Святая Церковь за две недели до Рождества Христова вспоминает праотцев, а на следующей неделе - святых отцев, чтобы дать нам возможность соприкоснуться с Ветхим Заветом.

Но зачем это нужно? Мы ведь люди Нового Завета. Разве нет разницы между тем ожиданием, когда праотцы ожидали Рождества Христова, и как мы ныне ждем? Ведь теперь пришел Христос. Да. Пришел, но Церковь снова приготовляет нас к присутствию при событии, связующем Ветхий и Новый Завет.