Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины

Каким же образом все-таки происходит мир, по Геккелю? Не соглашаясь с так называемой кинетической теорией, по которой первовещёство состоит из атомов - этих мертвых обособленных частиц вещества, колеблющихся в пустоте и действующих на расстоянии, - Геккель останавливается на так называемой пикнотической теории... На основании её он высказывает следующее положение: "основные части субстанции, масса и эфир, отнюдь не мертвые и не приводятся в движение исключительно внешними силами, но обладают ощущениями и волею (конечно, низшего разряда); они испытывают удовольствие при сгущении, неудовольствие при напряжении; они стремятся к первому и борются со вторым..." В другом месте он пишет: "Даже атомам присуща простейшая форма ощущения и хотения, или лучше сказать -

чувствования и

влечения (курсив Геккеля - М.Ч.) следственно, универсальная "душа" наипростейшего рода" ("Мировые загадки").

Дальше этого в фантазировании идти, кажется, некуда. Атомы не только являются у него реально существующими, но они имеют и душу, чувствования и хотения... Да это прямотаки какие-то живые существа, хотя, быть может, низшего порядка... Возможно, что такие живые атомы в состоянии соединяться в группы и даже мир производить... Но кто они таковы сами-то? Уж не боги ли?.. Геккель атомы считает даже одушевленными, а люди науки их реальное существование отрицают. Так, например, Дюбуа-Реймонд признает, что "физический атом есть вполне последовательная и при известных условиях, например в химии, очень полезная

фикция". По мнению английского физика Тэта, "атом есть математическая

фикция". Приблизительно то же говорит и Менделеев. По его мнению, атомное учение наукой должно быть до сих пор, по крайней мере, принимаемо только как

прием, подобно тому приему, который употребляет математик, когда сплошную кривую линию разбивает на множество прямых линий... По мнению Маха, тот, кто признал реальность атомов на том основании, что они оказывают нам существенную пользу, как

вспомогательное средство для представления явлений, впал бы в ошибку... Недавно известный химик Оствальд высказался против атомистического учения... (См.: Челпанов Г.И. Мозг и душа). При таком взгляде учёных на атомы сам по себе мир уж, разумеется, никоим образом произойти не мог.

Неизбежность предположения творческой силы

Но, и отказавшись от атомистической теории Геккеля, нельзя понять мирообразования самого из себя, помимо участия в нем Высшей Силы. Позволим привести себе по этому поводу рассуждение проф. Рождественского Н.П. "Предположим, - говорит он, вместе с большинством новейших естествоиспытателей, - что первоначальное состояние материи было газообразное. При этом предположении неизбежно является вопрос: как, каким путем от вечности существующая материя сама собою могла выйти из газообразного состояния; одни физические и химические силы материи никогда не могли превратить газообразной, равномерно распределенной в мировом пространстве массы в отдельные мировые тела, сколько бы миллиардов веков ни назначалось для этого процесса. Относительно свойств газов естествознание учит, что они все без изъятия стремятся к бесконечному протяжению и совершенно равносильно наполняют открытое для них пространство. Физические опыты над газами показывают, что, предоставленные сами себе, они никогда не могут перейти в твердые тела. Точно также и первоначальная газообразная масса материи, предоставленная самой себе, была не способна превратиться в отдельные твердые мировые тела. Известны четыре возможных способа, посредством которых газообразные тела вообще могут превращаться в твердые тела:

через сильное давление отвне,

через химическое сродство,

через охлаждение или понижение температуры и

через общую силу притяжения, или так называемый закон тяжести.