Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Поступи во глубину сердца, и вверзи мрежи ума твоего в молитву (Ср.: Лк. 5, 4).

Господь, наполняя все творение, которое пред Ним как кайля росы утренней, сходящей на землю, и как стражик [383] в превесах, содержа его до малейшей былинки и пылинки в деснице Своей, и не ограничиваясь ни великими, ни малыми в ней творениями, — существует в бесконечность, все совершенно наполняя, как бы пустоту, ибо Он — единственное Бытие, почему и называет Себя Сый (Исх. 3, 14), то есть Я есмь Тот, Который ЕСМb.

Совесть в людях есть не что иное как глас ходящего в сердцах человеческих Бога (Быт. 3, 8) вездесущего. Как всесоздавший и един Сый Господь знает всех, как Себя — все мысли, желания, намерения, слова и дела людей — настоящие, прошедшие и будущие. Как бы я ни забежал вперед своими мыслями, своим воображением: Он там прежде меня, и я всегда неизбежно в Нем совершаю свой бег и всегда имею Его Свидетелем путей моих (Ср.: Иов. 31,4). Очи Его отверсты на вся пути сынов человеческих (Иер. 32,19). — Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? (Пс. 138, 7.)

Как бы мало ни было вещество, но если оно существует только, с ним существует и весь Господь, вся исполняяй [384] и вся содержай, ибо может ли быть, что материя какая–либо существует, а Господа, все сотворившего, совместно с нею нет? Нелепо. Без Него не может существовать в бытии ни одна пылинка, если оставить ее одну саму по себе, лишить ее Божия присутствия и вседержительства.

Сколько ни дышим, все дышим воздухом, куда ни дохнем, все дохнем в воздух и вдыхаем из него: так сколько мы ни мыслим, все мыслим Богом.

Паки и паки чудо совершилось от иконы Владычицы Казанския! Помолился я Царице Небесной об избавлении души моей от тесноты вражией, и Она простерла милостиво руку Свою всемощную и сняла тяжкое бремя с сердца — и вдруг стало легко, легко! А дотоле места не мог найти, на людей глядеть не мог. С надеждою, как живой, молился Ей, Царице. После прогнания врагов бесплотных из сердца Владычицею они довольно долгое время не кознодействовали в сердце, и продолжительный мир после предшествовавшей борьбы и тревожного состояния души окончательно и осязательно убеждал в милости Владычицы. Но за нерадение к себе и за невнимание к своему сердцу после опять постигли козни врага.

Для того чтобы на молитве получить просимое от Господа, нужно 1) хотение или искреннее желание дара. Хощеща ли цел быти? (Ин. 5, б.) — Свободно. Господь нимало нас не стесняет; 2) вера во всемогущество Божие: веруеши ли, яко могу сие сотворити? (Ср.: Мф. 9, 28.) Кто не верует, тог чадо диавола, хотя, может быть, и для него самого незаметно: неверие есть ложь, клевета на истину Божию; а отец лжи — диавол (Ин. 8, 44).

О чудотворности образа Владычицы, именуемой Тихвинская.

— Другое знамение Ее милости. На второй неделе Успенского поста были причастники. Мне надо было читать молитвы ко Причащению. Прежде, бывало, как начнешь читать, сопротивник тотчас войдет в сердце и начнет теснить его, жечь его, противоречить каждому слову молитвы, принуждать к молчанию. Всегда, бывало, с крайним трудом оборачивался язык мой во устах моих, не было сочувствия к молитве в сердце: оно было в духовном параличе, холодно. Теперь же, зная свою крайнюю немощь и бессилие в борьбе со врагом при чтении молитв ко Причащению (а в это время враг сильно нападает на священника, чтобы заставить его или торопиться и без сердца читать их, или — вовсе замолчать), я взял и положил к себе в грудной карман образок Царицы Небесной, поставил свечку пред местною Ее иконою в церкви — и что же? — К крайнему удивлению моему, я читал молитвы легко, с сердечным участием, духом горящим (Ср.: Рим. 12, 11). Благодать Божия, видимо, опочила в моем сердце. — Слава Царице всех, Богородице–Деве. — Надо носить образ Ее всегда при себе, особенно в классе, для лучшего, успешнейшего преподавания Закона Божия, потому что враг крепко воюет на законоучителя: ведь законоучитель противится диаволу, разрушает его погибельные планы. — Презлая тварь: не разбирает никакого времени к нападению на человека, как бы ни было важно дело: в классе, в церкви при Богослужении, при проповедании, пред Причащением, во время и после его: везде лжет тебе и клевещет на Бога, на истину Божию, теснит, палит, нудит к хуле на истину; связывает язык, омрачает ум, смущает, торопит! — Да поможет мне Владычица разрушить все козни его.

Дивна Ты, Преблагосердая Владычице, в милостях Своих. Се, я ношу образок иконы Твоей Тихвинской на груди своей — в классе: и премудрость Божия льется, как река, с языка моего; свободно и широко сердце мое; свободит и язык мой — не так, как прежде. — Слава Тебе, Преблагосердая!

К тебе приходят гости, и ты в скупости сердца говоришь: не имам у себе токмо пять хлеб и две рыбе (Ср.: Мф. 14, 17) и готов выпроводить своих гостей. Но слыши глас тебе Господа: не требуют отъити от тебе гости: даждъ им. ты ясти (Ср.: Мф. 14, 16). Господь твой всемогущ: Он из ничего может увеличить быстро твое достояние, как некогда пять хлебов и две рыбы в пустыне (См.: Мф. 14, 19); предлагай без сомнения с щедростию дары Божии людям Божиим; и всегда старайся иметь с ними общение любви; не скупись: скупость — дело врага бесплотного, который, нося вечную бедность, окаянство и нищету в духе своем, внушает и нам помыслы недовольства всем, мнимой нищеты вещественными благами и учит нас вечно бедниться, скупиться и жадничать.

Чтобы с верою несомненною причащаться животворящих Таин и победить все козни врага, все клеветы, представь, что принимаемое тобою из Чаши есть СЫЙ, то есть един Сущий (Ср.: Исх. 3, 14), что все пред Тем, что в Чаше, есть яко ничтоже (Ср.: Пс. 38, 6). Когда такое расположение мыслей и сердца будешь иметь, то вдруг успокоишься, возвеселишься и оживотворишься от принятия Святых Таин и сердцем познаешь, что в тебе истинно и существенно пребывает Господь и ты в Господе. — Опыт. Аминь. 1861 г. Августа 12 дня.

Я коже хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им (Мф. 7, 12). Ты, например, путешествуя по свету, желал бы, чтобы все иностранцы и иноверцы принимали тебя с радушием и угощали с щедростию и ласками и не делали тебе различия от них самих, не отделяли себя от тебя, как от русского и православного. Так и ты поступай с другими, кто бы они ни были: католики, лютеране, англикане, магометане, евреи или язычники: всех принимай с радостию, никого не чуждайся. Еже Бог очисти, того не скверни (Ср.: Деян. 10, 3). — За такой образ жизни и поведения ты стяжешь великую благодать Того, Кто сказал: Молю, да ecu едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 20, 21). — Не будь только с ними едино по мыслям, которые разделяют их от нашей веры и церкви. Ибо общение в таком смысле есть единомыслие лукавства.

Вот я сейчас согрешил пред Богом моим тем, что внутренно вознегодовал на одну девицу–лютеранку, за то, что она часто к нам ходит; внутренно отделил себя от ней самолюбием и злобою, пожалел для ней съедомых благ — и Господь тотчас наказал меня: стало тесно во всем существе. Странное дело: хочу быть едино со всеми, но враг разлучает меня самолюбием и скупостию! — Не еже хощу доброе, сие творю, но еже не хощу злое, сие соделоваю (Рим. 7, 19)! — Милость Твоя, Господи, да за ступит мя (Ср.: Пс. 39, 12).