ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

В нас различные способности. В Боге — это Лица. [112]

Естество души нашей невидимая злобная сила иногда насилует, убивает. Это несомненно. Нужен Избавитель тоже Невидимый.

Бог — не человек: не обманешь Его притворным раскаянием; надо из глубины души, от всего сердца, истинно раскаяться.

Совершенно не верь своей плоти, возненавидь, распни ее: всегда лжива, всегда в погибель ввергает.

Да отвержется себе… (Мф. 16, 24), то есть сердца своего злого, нудящего ко злу.

Люди чрез зрение сообщаются душами своими; душа в зрении как в зеркале. — Опыт.

Аще любве не имам, ничтоже есмъ (1 Кор. 13, 2) (девиз священника). Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга (Рим. 13, 8). От чиста <сердца друг друга любите> прилежно (1 Пет. 1, 22).

Много жил греховных идет от нашего сердца, и они–то самые подручные средства диавола — действовать на нас; чем чище сердце, тем бессильнее диавол. Греховные жилы: гордость, ненависть, скупость, зависть, раздражительность, вообще пристрастие к земле. Признаки диавольского в нас нахождения: тяжесть сердечная, неохота к молитве и поклонению, отсутствие смирения, раздражительность.

Непочитающие святых, как почтут Бога? Малый начинает с малого и постепенно доходит до великого. Это — закон естественный. (О почитании святых.)

Вера твоя спасе тя (Мф. 9, 22). Так, не дела, но вера спасает нас. Мы это испытываем на каждом шагу.

Чем сильнее диавол отревает тебя от Бога, тем более усиливайся быть с Ним.

По недостатку смирения враг низлагает. Что такое смирение? Смирение — глубокое чувство ничтожества своего и глубокое чувство благодеяний Божиих многоразличных; глубокое чувство грехов своих и усердное самоосуждение — или сознание своей духовной нищеты и постоянное взирание к Богу и ожидание от Него всего доброго и полезного; смирение — умягчение и нежность сердца, смирение — частые слезы о грехах, смирение — исчезновение в Боге; вообще смирение — вера живая, надежда непоколебимая и любовь нелицемерная. Еще смирение — безропотное терпение скорбей, болезней и несчастий, смирение — поставление себя ниже всех.

Отчего приятно мыслить об истинном, добром и прекрасном? Оттого, что тогда с нами Источник их — Бог: Он прикасается тогда к нашей душе.

Близ ти есть Христос — в сердце твоем; не надо ходить за Ним далеко. Сердце твое — доказательство, порука в том. (Это же о Тайнах.)

Ожидает ли твоей веры дневное светило, чтобы взойти на горизонт неба? — Без тебя, без веры твоей, силою Вышнего совершает оно пути свои и восходит ежедневно над головою твоею. Так точно духовное Солнце — Христос Бог, не дожидаясь твоей веры, ежедневно в Своих пречистых Тайнах восходит на престол Свой и истинно воображается в Тайнах Тела и Крови Своей. Ожидает ли твоего мановения или твоей веры царство животных, чтобы расти и множиться? Ожидает ли твоей веры царство растений, чтобы с наступлением весны совершать свое произрастание?

Смотрите на искушения Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4, 1–11) и знайте, чем искушает диавол человечество.

Радуйся, когда приражается диавол к твоему сердцу какою–либо страстию (например, злобою): потому что тогда ты имеешь случай показать свою любовь ко Христу и к брату, быть мучеником за Него; можешь торжествовать о имени Господни над сильным врагом — диаволом и получить венец доброты от руки Господни (Прем. 5, 16).

Внимай: диавол наводит на сердце твое боязнь и за будущих визитеров. Потому, когда случится им прийти, ты вдруг возмущаешься.

Необходима сердечная вера в бытие мира духов: тогда искрения будет вера и в бытие Бога духов и всякия плоти (Ср.: Чис. 16, 22) и в существование по смерти душ человеческих.

Паки благодарственная восписую Владычице [113] за избавление от скорби и тесноты сердечной: я воззвал с твердою верою к образу Ее Казанскому — и получил просимое.

Чтобы тебе наглядно представить вездесущие и всеведение Божие и то, как Он слышит везде наши молитвы, вообрази, что Бог весь есть Лице, весь Зрение, весь Слух, весь Ум, Премудрость и на мир — дела рук Своих — Он зрит как на муравейник, а на все существа в нем как на муравьев, снующих пред нашими глазами на муравейнике.