ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Ожидает ли твоей веры дневное светило, чтобы взойти на горизонт неба? — Без тебя, без веры твоей, силою Вышнего совершает оно пути свои и восходит ежедневно над головою твоею. Так точно духовное Солнце — Христос Бог, не дожидаясь твоей веры, ежедневно в Своих пречистых Тайнах восходит на престол Свой и истинно воображается в Тайнах Тела и Крови Своей. Ожидает ли твоего мановения или твоей веры царство животных, чтобы расти и множиться? Ожидает ли твоей веры царство растений, чтобы с наступлением весны совершать свое произрастание?

Смотрите на искушения Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4, 1–11) и знайте, чем искушает диавол человечество.

Радуйся, когда приражается диавол к твоему сердцу какою–либо страстию (например, злобою): потому что тогда ты имеешь случай показать свою любовь ко Христу и к брату, быть мучеником за Него; можешь торжествовать о имени Господни над сильным врагом — диаволом и получить венец доброты от руки Господни (Прем. 5, 16).

Внимай: диавол наводит на сердце твое боязнь и за будущих визитеров. Потому, когда случится им прийти, ты вдруг возмущаешься.

Необходима сердечная вера в бытие мира духов: тогда искрения будет вера и в бытие Бога духов и всякия плоти (Ср.: Чис. 16, 22) и в существование по смерти душ человеческих.

Паки благодарственная восписую Владычице [113] за избавление от скорби и тесноты сердечной: я воззвал с твердою верою к образу Ее Казанскому — и получил просимое.

Чтобы тебе наглядно представить вездесущие и всеведение Божие и то, как Он слышит везде наши молитвы, вообрази, что Бог весь есть Лице, весь Зрение, весь Слух, весь Ум, Премудрость и на мир — дела рук Своих — Он зрит как на муравейник, а на все существа в нем как на муравьев, снующих пред нашими глазами на муравейнике.

+ После усердной, слезной молитвы враг всегда оскверняет меня сладострастием, раскидывая соблазнительные виды и представляя случаи к сладострастным действиям, но остается, впрочем, полная свобода для моей воли. Ни ограждение ложа Крестом, ни засыпание с молитвою не помогут, если днем расслабил свою душу хотя несколько сладострастным взглядом. И к чему все усилия врага? — К тому, чтобы я опечаливал всегда Благодетеля моего — Господа, для Которого мерзость — сладострастие.

Есть Бог, верный в Своих словах, заповедях и обетованиях, на Которого чрез меня диавол нападает, — вот что утверждают с несомненностию все козни сатаны; потому что чрез них он всячески усиливается склонять меня к нарушению святых Его заповедей, хочет затмить своею ложью неложные Его обетования. Будь ты проклят со всеми своими пакостями (Ср.: 2 Кор. 12, 7).

О покаянии. Чем я прогневал моего Господа? — Лукавством сердечным, сомнением, неверием, всеми страстями, ночным сладострастием и дневным. Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в душе моей? [114]

Диавольское коварство часто режет мне сердце во время и после причащения животворящих Таин, то есть жгучее неверие, всеваемое им. Победишь — и нет рези.

Мрак ума и сердца, смущение и боязнь и боль сердца пред причащением и во время причащения -— ясные признаки козней диавольских в нашей душе. В неверии сердца в Святые Тайны скрывается всегда убийца диавол, убивающий душу, а в вере сердечной — всегда жизнь, или Христос, пробавляющий жизнь нашей души. — Опыт.

Питай в себе следующее убеждение: за мои грехи я недостоин иметь достояния в Царстве Твоем, Господи! Все служит Тебе в Царстве Твоем и должно служить, как Творцу и Господу, а я часто и весьма часто преступаю законы Твои, разрушаю чудное согласие между Твоими тварями своими страстями, потому я недостоин быть у Тебя членом Твоего Царства.

Семя Аврамле есмы (Ин. 8, 33); значит, люди — семя родителей.