ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Везде нужно преодолевать себя — даже в житейских делах и обстоятельствах, не говоря о вере, — преодолеешь себя, и легко будет.

Тысячу раз, много тысяч раз Господь избавлял и постоянно избавляет нас от грехов и скорбей — по вере нашей, и все–таки мы не уповаем на Него живо, как должно, отчего? — Диавол препятствует, омрачая и стесняя сердце. Ну, тут–то крепиться упованием, ни во что вменять козни лукавого. Близ Господь всем призывающим. Его, призывающим Его во истине (Пс. 144, 18).

Чтобы молиться тебе Богу плодотворно, с живою верою и упованием, представь, пришедши в церковь или ставши дома на молитву, самого чадолюбивого, всесильного, премудрого, всеблагого, кроткого, щедрого, милостивого Отца, Который без числа много дарствовал уже тебе и готов всегда все нужное тебе даровать, только бы ты просил Его в простоте и искренности сердца, с верою несомненною.

Печешися и молвиши (в молитве) о мнозе (многословишь), едино же есть на потребу (Лк. 10, 41–42)— сердечная вера, теплота чувства, духом горяще (Рим. 12, 11)— вздох и слеза о грехах. — С продолжительными и однообразными молитвами бывает то же, что с множеством принятой в желудок пищи: пища отягощает желудок и не переваривается в нем; так и молитва однообразная и продолжительная не обращается в жизнь души, в питательные соки для ней и только тяжестию ложится на сердце.

Не любящий братию не поймет, не ощутит сердцем преспеющий разум любви Христовой к людям, не примет достойно Его пречистого Тела и Крови; не дастся сердцу его злому живая вера в Тайны, и в суд и в осуждение он будет вкушать себе, если не исправится от злобы.

Помни последствия или плоды неверия сердечного в Тайны и последствия или плоды веры сердечной в них. Слава торжествующей всегда над непостоянством и ложью сердца моего истине Тела и Крови Христовой! Если всем сердцем признаю я лживость своего сердца — после принятия с неверием Святых Христовых Таин, тогда мука сердца проходит и настает спокойствие.

Земля, мы видим, олшвотворена и производит бесчисленное множество разнообразных растений на всем континенте. Сколько разнообразнейших тел растений ткется на ней! А ведь что она? Все мы видим, что она, земля, — чернозем, ил, песок, глина и прочее. Так, для Господа ничего не значит оживотворить глыбу земли. Так, Он из посоха творит живого змея (См.: Исх. 4, 2–3); так, Он сухой жезл произращает в одну ночь (См.: Чис. 17, 8); так, Он от камения может воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3,9). Если посох делается телом змея, то хлеб и вино также несомненно делаются Телом и Кровию Спасителя. Там не было особенной воды или вина, чтобы она стала кровию змея: из одного жезла все, а здесь — и вино есть для Крови.

Нетерпеливый человек есть вместе и непостоянный во всем человек, потому что постоянство необходимо предполагает терпение; постоянный человек, как и непостоянный, непременно встречает в жизни много случаев и обстоятельств, в которых требуется терпение; — и он терпит, тогда как непостоянный — не терпит, раздражается, выходит из себя. Нужно учиться терпению и быть терпеливым, избегая малейшего нетерпения; потому что и малейшее нетерпение есть уже неисполнение, противление заповеди Спасителя: в терпении вашем с тяж и те душы вашя (Лк. 21, 19) — и обнаруживает гордость и злобу человека. У нетерпеливого, посмотрите: каждый шаг — нетерпение, каждое слово, каждое дело; нетерпеливый большею частию ходит скоро, говорит скоро, делает все скоро, даже ест и пьет скоро.

Если ты молишься неискренно, не от сердца, или говоришь с другими, обращаешься неискренно (иное на языке, иное на сердце), то ты уже сын лжи, исконного человекоубийцы — диавола, в нем же истины несть, который есть ложь и отец лжи (Ср.: Ин. 8, 44). Потому и говорит Спаси тель: истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24); Апостол говорит: истинствующе в любви (Еф. 4, 15), то есть истинно надо любить всех; еще другой Апостол говорит: не любите словом ниже языком, но делом и истиною (Ср.: 1 Ин. 3, 18).

+ В существе Тела и Крови Христовой — спасать от грехов, покоить, услаждать сердце: только поверь от всего сердца, что в Тайнах — Тело и Кровь твоего Спасителя, не испытуй, не лукавь, не совопросничай — и ощутишь в сердце Христа, как Он есть. Сомнение всегда убивает душу, вера всегда животворит. Обетования Божия касательно Таин, как и всего — ей и Аминь; и в Нем Самом есть это утвердительное ей, то есть в Его существе — истина; не нужны доказательства внешние, прииди и виждь (Ср.: Откр. 6, 1, 3, 5, 7); вкуси и виждь, яко благ Господь (Ср.: Пс. 33, 9). Мгновение сомнения — и диавол в нас; мгновение живой веры — и Господь в нас: так что одно мгновение — смерть и за этим одним мгновением опять — жизнь. Так, Господь истинен! Так, диавол лжив! Так, Господь всегда дарует жизнь, диавол всегда приносит смерть.

Господи! Даруй мне познать мое окаянство, бедность, нищету, слепоту и наготу духовную. Даруй мне от всего сердца говорить Тебе часто: Господи! Я окаянен и беден, и нищь и слеп и наг (Откр. 3, 17). Да не ослепляет меня самолюбие и гордость.

Как трудно рождает сердце наше веру! Оно страдает, как больная родами, и производит ее на свет часто не иначе, как с болезнию и слезами! О бедность! О окаянство! О слепота наша! Тамо болезни яко рождающия (Пс. 47, 7). Недаром это уподобление приводится в Священном Писании.

Многие тайно желают, чтобы Вседержавный Господь был именно здесь — витал с нами; но Его держава и Царство велики: Его — небеса и Его есть земля (Ср.: Пс. 88, 12): Ему надо быть и строить везде. Слава вседержавству Твоему, Господи!

Небесную красоту души будущей Царицы — Богородицы, преукрашенной всякими добродетелями, святой пророк и царь Давид видел под образом Царицы, в ризы позлащенныя одеянной и преукрашенной (Ср.: Пс. 44, 10).