ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Нетерпеливый человек есть вместе и непостоянный во всем человек, потому что постоянство необходимо предполагает терпение; постоянный человек, как и непостоянный, непременно встречает в жизни много случаев и обстоятельств, в которых требуется терпение; — и он терпит, тогда как непостоянный — не терпит, раздражается, выходит из себя. Нужно учиться терпению и быть терпеливым, избегая малейшего нетерпения; потому что и малейшее нетерпение есть уже неисполнение, противление заповеди Спасителя: в терпении вашем с тяж и те душы вашя (Лк. 21, 19) — и обнаруживает гордость и злобу человека. У нетерпеливого, посмотрите: каждый шаг — нетерпение, каждое слово, каждое дело; нетерпеливый большею частию ходит скоро, говорит скоро, делает все скоро, даже ест и пьет скоро.

Если ты молишься неискренно, не от сердца, или говоришь с другими, обращаешься неискренно (иное на языке, иное на сердце), то ты уже сын лжи, исконного человекоубийцы — диавола, в нем же истины несть, который есть ложь и отец лжи (Ср.: Ин. 8, 44). Потому и говорит Спаси тель: истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24); Апостол говорит: истинствующе в любви (Еф. 4, 15), то есть истинно надо любить всех; еще другой Апостол говорит: не любите словом ниже языком, но делом и истиною (Ср.: 1 Ин. 3, 18).

+ В существе Тела и Крови Христовой — спасать от грехов, покоить, услаждать сердце: только поверь от всего сердца, что в Тайнах — Тело и Кровь твоего Спасителя, не испытуй, не лукавь, не совопросничай — и ощутишь в сердце Христа, как Он есть. Сомнение всегда убивает душу, вера всегда животворит. Обетования Божия касательно Таин, как и всего — ей и Аминь; и в Нем Самом есть это утвердительное ей, то есть в Его существе — истина; не нужны доказательства внешние, прииди и виждь (Ср.: Откр. 6, 1, 3, 5, 7); вкуси и виждь, яко благ Господь (Ср.: Пс. 33, 9). Мгновение сомнения — и диавол в нас; мгновение живой веры — и Господь в нас: так что одно мгновение — смерть и за этим одним мгновением опять — жизнь. Так, Господь истинен! Так, диавол лжив! Так, Господь всегда дарует жизнь, диавол всегда приносит смерть.

Господи! Даруй мне познать мое окаянство, бедность, нищету, слепоту и наготу духовную. Даруй мне от всего сердца говорить Тебе часто: Господи! Я окаянен и беден, и нищь и слеп и наг (Откр. 3, 17). Да не ослепляет меня самолюбие и гордость.

Как трудно рождает сердце наше веру! Оно страдает, как больная родами, и производит ее на свет часто не иначе, как с болезнию и слезами! О бедность! О окаянство! О слепота наша! Тамо болезни яко рождающия (Пс. 47, 7). Недаром это уподобление приводится в Священном Писании.

Многие тайно желают, чтобы Вседержавный Господь был именно здесь — витал с нами; но Его держава и Царство велики: Его — небеса и Его есть земля (Ср.: Пс. 88, 12): Ему надо быть и строить везде. Слава вседержавству Твоему, Господи!

Небесную красоту души будущей Царицы — Богородицы, преукрашенной всякими добродетелями, святой пророк и царь Давид видел под образом Царицы, в ризы позлащенныя одеянной и преукрашенной (Ср.: Пс. 44, 10).

Потрясаешь, так сказать, молитвою веры существо Божие, потрясаешь и органы Духа Божия — Ангелов и святых: и они отзываются на твой глас веры.

Не дадите места диаволу (Ср.: Еф. 4, 27): когда он понуждает делать зло, делай скорее противоположное тому злу добро — спеши, не медли добрым делом. [119]

Что за легота, что за спокойствие и тишина на сердце после усердной, искренней, слезной молитвы — когда грехи выплаканы! Как сон ровен и покоен! Так, безгрешность есть для меня всякое благо: духовное и телесное! Но грех — зло для меня и духовное и телесное: я болен и душою и телом, когда я грешен и грехов своих не очищаю на молитве всесердечным раскаянием — тяжело у меня на сердце, как гора; нет у меня спокойствия сердечного ни днем, ни ночью! И сон мой прерывается от тесноты и скорби сердца!

Господь Бог так истинен и свят, что и от нас требует подобной Ему святости и истины.

Это всегда мы испытываем внутренно! Так, так — так, а не так — ты ложь и Я не благоволю к тебе.

Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами! Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш — Бог любви; Царство Его -— Царство любви; из любви к нам Он не пощадил для нас Сына Своего Единородною и на смерть отдал Его за нас (Ср.: Рим. 8, 32). И ты — выражай везде любовь, дома — на домашних (они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобою в церкви Вечери любви). В церкви — везде символы любви (Кресты, крестное знамение, святые, угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощенная Любовь. На небе и на земле — везде любовь. Она беспредельна, как беспределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Еще ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная?

Сатана! Своею ложью ты служишь только истине Господней! Как? — Ты сам знаешь. Несмотря па то, ты так опротивел мне своею мрачностию, ложью и злобою, что, если бы мне попущено было погибнуть с тобою навеки в безднах вечного огня, я порадовался бы и этому, тому, то есть, что злоба твоя и во мне потерпела бы достойное наказание. Так велика твоя злоба!