ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Как худо согрешать: и ночью не спишь. А согреших скупостию и нелюбовию! Что это? Господь не пощадил славы Своей, Своего Тела и Крови, а я — чего жалею? А я не хочу любить брата, который меня не ненавидит, не бьет, не бесчестит? Что это? — Господи, помози утвердиться сердцу моему в нестяжании и любви!

Скупой подобен ядущему человеку, у коего полон рот и который, однако же, еще с жадностию вырывает кусок изо рта брата своего и кладет в свой рот! Как он отвратителен! А все — ядь! О Адаме, ядию в тление падший люте [132] Доселе чрез ядь твою враг жестоко ругается над нами!

Требование Богом совершенства в молитве и жизни — и отвержения того, что в них было несовершенного.

Еще ты очень горд, потому что очень раздражителен.

Кого окрадывает диавол в молитве, того окрадывает и в жизни — и неискренний богомолец часто падает тяжкими грехами, тогда как искренний избегает их.

Корабль, нагруженный товаром, диавол хочет погрузить ненавистию и скупостию.

Савле! Савле! Что Мя гониши? (Деян. 9, 4.) Этот глас, ненавистник, Иисус Сладчайший обратил к тебе: ты в брате своем гонишь Иисуса Христа. Остерегись.

Ты ненавидишь врага? Ты глуп. Почему? Потому что, когда враг тебя гонит, ты еще сам себя внутренно гонишь. Ибо скажи: не гонение ли, не самое ли жестокое гонение — мучить себя ненавистию к врагу? — Люби врага: и ты будешь премудр. О! Если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство — любить врага и делать ему добро! (См.: Мф. 5, 44.) Так Сын Божий, так Бог во Святой Троице восторжествовал и торжествует Своею любовию над неблагодарным и злонравным родом человеческим; так святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро. Грешным сущым нам Христос за ны умре (Рим. 5, 8). Аще врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся Богу спасемся Им от гнева (Ср.: Рим. 5, 10).

Взаим дайте, иичесоже. чающе (Лк. 6, 35). Так ты давай братии твоей, гостям твоим снеди, ничесоже от них чающе, не ожидая от них взаимного угощения. Очевидно, Господь располагает нас этими словами к братолюбию и хочет доставить нам, по великому благоутробию Своему, случаи к получению небесных наград. И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, кая вам благодать есть? (Лк. 6, 34.) Не и язычницы ли такожде творят? (Мф. 5, 47.)

Когда приступает к сердцу твоему какая–либо страсть, вспомни тогда слова Апостола: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), и, изобразив на чреве своем с верою знамение Креста, произнеси, тоже с живою верою, означенные слова — и страсть отразится. [133]

Распять плоть со страстьми и похотьми — не легкое дело, а претрудпое и прескорбное. Не напрасно сказано — распяша. Как распятие на Кресте соединено с великими мучениями душевными и телесными — так и распятие плоти с ее страстями, вкоренившимися глубоко в существо человека и составляющими, так сказать, его существо.

Когда мы молимся, то, для поддержания в сердце теплоты благоговения и благодарности пред Богом, надо иметь в сердце мысль: О Нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28).

Душа моя! Помни свое небесное достоинство и не возмущайся из–за вещей тленных и ничтожных. Уважай и в других людях небесное их достоинство и из–за чего–либо тленного не дерзай оскорблять или ненавидеть их. Всею силою возлюби духовное и небесное и презирай вещественное, земное. Помни слова своего Спасителя: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 11), — только днесь. Великая мудрость христианская сокрыта в них. Помни и то, как Сам Господь показал в Своей жизни пример беспопечительности о пропитании и довольствовался только добровольными приношениями, говоря: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его (Ин. 4, 34).

Господи! Даруй мне с удовольствием всегда оставлять долги должником моим, как и я часто нуждаюсь в оставлении Тобою моих долгов (Ср.: Мф. 6, 12).