ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Оброцы греха — смерть (Рим. 6, 23), свидетельство Господне верно (Пс. 18, 8) — смерть духовная прежде, потом телесная; каждый грех неизбежно наказывается палящим внутренним огнем, внутреннею теснотою и скорбию.

Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота — величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что Он совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.

Предуказания в теле дождя или сырой погоды: слабость в ногах, боль в правом боку, отсутствие аппетита.

Когда нет Тебя во мне, в моем сердце, тогда, значит, недостоин я Тебя — и только, а гордое сердце дерзает помышлять, что Тебя как будто нет: да не будет сего, Господи!

Если бы даже пришлось тебе терпеть недостаток, и тогда не завидуй своим сослуживцам. Помни слова молитвы Господней: хлеб насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 11) — и будь верным учеником Христовым; или слова Апостола: не сребролюбцы нравом, доволни сущими. Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступи ти (Евр. 13, 5).

Когда страсти твои влекут тебя к чувственному, вспомни тогда, куда влечет тебя Крест; вспомни, какие блага он исходатайствовал взирающим на него с верою и любовию и, по возможности, шествующим путем его.

Священнику, удостаиваемому благодатных даров после причащения — небесного мира и радости о Дусе Святе, должно всячески беречься от страстной привязанности к земному, то есть от страстей: скупости и зависти. Иначе они будут адским огнем палить его. — Противна Господу, являющему Свои небесные дары в причащении, привязанность к земному. Если вкусил и видел ты яко благ Господь (Пс. 33, 9), то зачем еще лепишься к земле, зачем не возводишь очи горе?

Привычка в деле веры есть усыпление злого духа.

Нила, подвижника Синайского, письмо 21 к Никодиму.

Благодарить обязан ты Бога, что нет у тебя денег, в которых потребовался бы у тебя отчет в день Суда. Ибо сказано: емуже дано много… множайше просят от него (Лк. 12, 48) истязатели Ангелы; и богач за данные ему деньги подвергнется тяжкому наказанию, строгой ответственности и страшному исследованию, хорошо ли он или худо распорядился тем, что передано было ему Промыслом Божиим.

Письмо 25. Пресвитеру Прокопию:

Если порицаешь обращение к худшему, то избегай обращения к худшему, ибо сказано: никтоже обративыйся вспять, управлен есть в Царствии Небесном (Лк. 9, 62).

Из письма 17–го монаху Панигирию. В какой мере приближаемся мы к Богу, в такой более и более свирепеют на нас демоны.

Земные блага почитай столь маловажными и ничтожными, что из–за них никогда и не думай терять благ духовных — любви, которой нет ничего выше на свете, мира и радости о Дусе Святе; никогда не меняй последних на первые. Имея последние, можно быть счастливым и блаженным без первых, а имея первые без последних, никогда нельзя быть счастливым. — Помни это всегда. — Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 32).