ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Из трудности определить на место твоего товарища по Академии Гур<нова> узнай, как велика тебе милость Божия, явленная в таком беспрепятственном определении тебя на место.

Тучи — точные исполнительницы велений Небесного Владыки: как стрелой войска, чинно они расходятся над известным местом, как бы строятся в ряды, и дружно льют на землю живительную влагу, гремя и сверкая как бы из огнестрельных оружий.

Гневайтеся, и не согрешайте (11с. 4, 5), то есть гневайтесь не от сердца.

Ради любви жертвуй всем, потому что Любовь есть Сам Бог (Ср.: 1 Ин. 4, 8, 16); не теряй любви ни по каким причинам, ни под каким благовидным предлогом; подвиги твои для сохранения любви будут подвиги для Самого Бога. —

Потеряв вчера любовь, я потерял мир и легкость сердца, то есть лишился благодати Божией, во мне обитавшей; не мог помолиться вечером достойною молитвою; не мог спать покойно и всю ночь и утро чувствовал на сердце тяжесть, пустоту и убивающий холод. 10 июня 1859 г.

Любящий человек не мыслит зла (1 Кор. 13, 4), то есть ни в ком не подозревает зла, не подозревает, что другие худо думают об нем или сердятся на него, или стараются делать ему зло.

Мрак приходит от сердца на ум, равно и свет передается от сердца уму — обратить внимание.

Если Бог не оставляет Своим благопромышлением травку, цветок или листочек на древе, то оставит ли нас? О! Убедись всем сердцем каждый человек в том, что верен Господь Сам Себе в Своем Промысле о всякой, даже малейшей Своей твари. Уразумей, что каждой твари невидимо присущ Творец. — По словам Спасителя, Бог одевает цветы полевые, питает птиц небесных (См.: Мф. 6, 26–30) и прочее.

Чем Бог не веселит нас, Своих тварей? Даже цветочками. Как нежная мать, Он, по присносущной Своей силе и премудрости, каждое лето из ничего творит нам эти великолепные игрушки; будем ими забавляться да и благость Творца — Отца нашего Небесного не забудем прославлять; будем и сами на Его любовь к нам отвечать своими любящими сердцами.

+ Человек отлагает одежду старую, чтобы одеть новую — от времени до времени, и, наконец, отложит и одежду тела своего. Будем это помнить, когда переменяем одежды. — Тлеет от времени и употребления одежда обыкновенная, истлевает от тех же причин, и особенно — от разрушительной силы греха, и одежда тела: одна душа наша вечна; одни дела ее — добрые или злые — вечны. О одежди что печетеся; не душа ли болши ея? (Мф. 6, 28, 25.)

Мир как произведение Живого, премудрого Бога полон жизни: везде и во всем жизнь и премудрость, во всем видишь выражение мысли — как в целом, так и во всех частях. Это — настоящая книга, из которой можно, хоть не так ясно, как из Откровения, учиться Богопознанию. Прежде чем стал мир, был только Живой, беспредельный Бог; когда мир стал, из небытия воззвал к бытию, [тогда] Бог, конечно, не сделался ограниченным — вся полнота жизни и беспредельности осталась при Нем; но эта полнота жизни и беспредельности выразилась в тварях, которых безмерно много и все одарены жизнию.

Ограниченность мира и особенно человека. Мир как точка опоры для телесных тварей, чтобы они не исчезали в беспредельности.

Письмена Слова Божия вернее и яснее говорят о мире, чем самый мир или расположение слоев земных: письмена природы внутри ее, как мертвые и безгласные, ничего определенного не выражают. — Где был ecu, человек, егда полагах осно вания земли? (Ср.: Иов. 38, 4.) Разве ты был при Боге, когда Он устроял вселенную? Кто разуме ум Господень? Или кто советник Ему тогда бысть? (Рим. 11, 34.) А вы, геогносты, хвалитесь, что уразумели в состроении слоев земли ум Гос подень, и утверждаете это наперекор Священному Бытописанию. — Вы более верите мертвым буквам слоев земных, бездушной земле, чем Боговдохновенным словам великого пророка и Боговидца Моисея.

Когда тобою начнет овладевать какая–либо страсть, вспомни тогда о том великом муже, коего не было более между рожденными от жен (Ср.: Мф. 11, 11), то есть об Иоанне, Предтече Господнем, и проследи мысленно его жизнь: обрати душевный взор на его жилище, на его пищу и одежду, на презрение им всякой славы человеческой и его ревность единственно о славе Божией; и имея в виду такой светлый пример, гони им прочь мрак страсти от сердца твоего. Силен пример для нас человека, о коем засвидетельствовал Сам Господь наш как о самом великом человеке.