ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Вдовица сия убогая множае всех вверже: ecu бо сии от избытка своего ввергоша в дары Богови: сия же все житие, еже име, вверже (Мк. 12, 43). Как Бог смотрит на молитвы наши? Различно, по различию состояний молящихся и их познаний, но от всех Он хочет сердца чистого. Вы, малосведущие братия, — убогая вдова: что имеете, чем Бог умудрил вас, то вы и приносите в жертву Богу, и именно с вами то больше и бывает, что вы все свое душевное имение от простоты сердечной приносите в дар Богу, тогда как богатые познаниями люди большею частию только часть некоторую приносят в дар Богу и по кичливости ума и гордости сердца не хотят принести в дар Богу все свое имение. Поэтому не говорите, братия меньшая: мы не сведущи, мы очень мало знаем; нет у нас достойных Бога жертв, чтобы принести Ему (кто достойно может служить Всесовершенному?): принесите в дар Богу, что имеете, но особенно — чистое, простое сердце, и ваша жертва будет в очах Божиих богатою. А вы, многосведущие, принесите в дар Богу смирение и смиренное признание, что Бог дал вам — и способности, и средства к приобретению разных познаний, да помните, что все познания без познания Бога и себя — ничего не значат! — А чтоб вам не унижать меньшую, малосведущую, грубую и необразованную братию, припоминайте следующее: драгоценный по сиянию и чистоте (как чистая вода) камень — алмаз хотя в необделанном виде своем непривлекателен и попирается ногами, но в существе своем он все тот же драгоценный камень, скрывающий свою драгоценность за грубою корою, а если его взять из земли и отдать в отделку (как тебя на воспитание) ювелиру, то и он заблестит, и на него, может быть, будут устремлены глаза многих. — Ты — человек блестящий, тонкий, многосведущий — драгоценный камень, но из той же земли; только ты обделан, образован в правильную форму; ты — малосведущий, грубый — тоже драгоценный камень, только необделанный, необразованный — с тою разницею, что если драгоценный камень не обделать, то он и не издает сияния, а ты — ив грубом своем виде издаешь весьма не редко самое чистое сияние ума, истины и добродетели.

ИСПОЛНЯЯЙ ЗАПОВЕДИ МОИ… (Ср.: Ин. И, 21.)

Возьмите труд хотя один день провести по заповедям Божиим — и вы увидите сами, вы испытаете сердцем, как хорошо исполнять волю Божию (а воля Божия по отношению к нам — жизнь наша, блаженство наше вечное). Возлюбите Господа всем сердцем (Ср.: Мф. 22, 37), хотя так, как вы любите своих родителей и благодетелей, оцените по силе своей Его любовь и благодеяния к вам (переберите их умом в своем сердце: как Он дал вам бытие и с ним — все блага, как Он бесконечно много терпит новые грехи ваши, как Он бесконечно много прощает их ради вашего искреннего раскаяния в силу крестных страданий и смерти Сына Своего Единородного; какое блаженство обещал Он вам в вечности, если вы будете верны Ему), блага, которые бесконечно велики и многочисленны; далее -— возлюбите каждого человека как самих себя, то есть не желайте ему ничего, чего себе не желаете (Ср.: Деян. 15, 29), мыслите, чувствуйте для него так, как мыслите и чувствуете для себя, не желайте видеть в нем ничего, чего не хотите видеть в себе; пусть ваша память не удерживает зла, причиненного вам другими, как вы желаете, чтобы забыто было другими ваше зло; не воображайте намеренно ни в себе, ни в другом ничего преступного или нечистого, представляйте других благонамеренными, как себя, если не видите явно, что они злонамерены; вообще — делайте для них, что делаете для себя, или хоть не делайте им того, чего не делаете для себя, — и вы увидите, что у вас будет на сердце: какая тишина, какое блаженство! Вы будете прежде рая в раю, прежде рая на небеси — в раю на земле. Царствие Божие, говорит Спаситель, внутрь вас есть (Лк. 17, 21). ^

Пребывали в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). — Кто ны разлучит… (Рим. 8, 35.)

Истина — основа и многоразличие всего, что ни сотворено; и в твоих делах (внутри и снаружи) истина да будет основою всего, особенно — основою молитвы; пусть на истину, как на основу, нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои.

Иго Мое (потому, что есть иго диавольское) для вас благо (потому что диавольское — худо), и бремя Мое легко (Мф. 11, 30) (а диавольское — тяжело, тяжело).

Человек, мечтающий о жизни тленной и не помышляющий о жизни бесконечной, небесной! Рассуди, что такое временная жизнь твоя? Это — постоянная подгнета [355] дров (разумею пищу) для того, чтобы огонь нашей жизни горел и не оскудевал, чтобы в доме нашем (разумею тело) было тепло и чтобы постоянно преходящая жизнь нашего тела была восстановляема питающими началами из организмов других живых тварей, лишенных жизни для жизни нашего тела. В самом деле, какая ничтожная паутина — жизнь твоя, человек: ты ежедневно два раза утверждаешь внутрь ее подставки для ее прочности (то есть дважды подкрепляешь себя пищею и питием) и каждую ночь — раз, то есть запираешь душу свою в теле, закрывая все чувства тела, как ставни дома, чтобы душа не жила вне тела, а в теле и согрела, оживотворила его. — Какая паутина — жизнь твоя, и как легко разорвать ее! Смиряйся и благоговей пред жизнию бесконечною!

Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего (Пс. 100, 2), говорит Давид. Тебе необходимее всех, как священнику, преходить в незлобии сердца дома. Будь же незлобив к домашним.

Несомненно, есть Ангел–хранитель, спасительныя предлагающий присно душе нашей. Вот я просыпаюсь от сна, и на устах моих остались слова, которые вторил я еще во сне: треми украсихся и стах красна пред Господем и человеки: единомыслием братий и любовию искренних, муж и жена между собою согласии (Сир. 25, 12). У меня были на устах слова: единомыслием братий, служащие для меня уроком. Наяву и не пришли бы в голову.

Доколе мне оплакивать одни и те же грехи? Доколе мне сокрушать свое сердце? Доколе мне мучиться? — Господи! Имею решительное намерение пребывать в любви, кротости, смирении и незлобии. Утверди и сохрани, Боже!

+ Лукавый доселе надо мною смеялся — теперь пора мне ему воздать тем же. Господи, помози. ++

Духом и истиною <достоит> кланятися (Ин. 4, 24). Истиною, например, ты говоришь: да святится имя Твое (Мф. 6, 9) — есть ли в тебе, действительно, желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и — твоими; ты говоришь: да приидет Царствие Твое (Мф. 6, 10) — желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия? Желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха. Не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? Говоришь: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (Мф. 6, 10) — не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 11) — не говорить ли ты в сердце совсем другое: мне не нужно просить у Тебя этого, я имею без прошения, пусть так взывают неимущие; или с жадностию ищешь многого и не довольствуешься малым, или тем, что Бог дал, или не благодаришь за то, что имеешь, а надо благодарить; говоришь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12), а сердце твое не шепчет ли: я не Бог знает какой грешник, я, кажется, живу не хуже других, и нет мне нужды просить оставления долгов моих, или грехов; или, молясь, не имеешь ли ты на кого неудовольствия, гнева, и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу; говоришь: не введи нас в искушение (Мф. 6, 13), а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли, без искушений, на всякие грехи; говоришь: и избави нас от лукаваго (Мф. 6, 13), а сам не живешь ли в содружестве с лукавым или со злом всякого рода, которого начальник — диавол. — Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. — Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы, наблюдай: согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык.

Как Господь не смотрит на то, добродетельный или порочный человек бросает свое семя в сродную ему землю и — во всяком случае творит человека из семени, так точно Господь не смотрит на то, добродетельный или порочный священник совершает Таинство Пречистого Тела и Честныя Крови Христа Бога и — во всяком случае творит Тело и Кровь Христа Своего из хлеба и вина, лишь бы только соблюдена была форма Таинства.

Как тихий ветр лобызает деревья: так Дух Божий прикасается к душе человека.