ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Как святые делаются причастниками Божественнаго естества (2 Пет. 1, 4), так люди порочные, страстные делаются причастниками диавольского естества.

Диавол усердно навещает свое произведение — грех — и заботится о его распространении, тщательно раздувая пламя его.

+ Не довольни есмы помыслити что от себе, яко от себе, но доволство наше от Бога (2 Кор. 3, 5) — как истинны слова Апостола! Я испытал это и испытываю постоянно на деле. Все хорошие мысли мои от Бога, потому что они приходят мне в голову только при обращении души моей к Богу, вне этого состояния — мысли плотские, греховные. Так и быть должно: свет — от Света.

В священнике, как при совершении Богослужения, так и при совершении треб и при общении с прихожанами, дорога теплота чувства или нежность сердца. Надобно, чтоб каждое слово вылетало, окруженное, так сказать, теплою, сердечною атмосферою, — для того, чтобы оно удобно дошло до сердец людей, среди которых мы действуем: сердца как средоточие жизни — теплы и любят теплоту, потому холодное слово, не от сердца сказанное, не доходит до сердца, а сказанное от сердца к сердцу и идет. На это должен обратить внимание всякий священник, диакон, причетник, особенно — священник. А что бывает? — Грубость, зачерствелость чувства. Богослужение бывает без жизни, между тем как Богослужение — жизнь. Словно смазанное, не сухое.

Горе погублыиим сердце (Ср.: Ис. 46, 12; Сир. 2, 13–14), говорит Господь. Внемлите, христиане, идущие скорбным путем жизни. — Горе вам, если у вас нет терпения: диавол одолеет вас.

Они — мои благодетели.

Верова, сказано, Аврам Вогови, и вмепися ему в правду (Быт. 15, 6). Так и нам Господь вменяет веру нашу живую — в оправдание наше, например, во время причащения, во время молитвы.

Записи мои подвести под следующие статьи: о Боге, о вере, о молитве и прочее.

Господь обращает в живое существо бездушную вещь, например, посох Моисея — в змея (См.: Исх. 4, 2–3). Что отсюда? — То, что Господь с свойственным Ему всемогуществом обращает и хлеб и вино в Тело и Кровь Свою.

Диавол забирает сперва людей в свою власть чрез чувственные удовольствия, потом сердца, полюбившие чувственное, удобно лишает веры, а без веры человек делается плотию. — Развить.

Священнику нужно самому испытать и силу веры, и сладость молитвы, и оставление грехов, и то, когда оно бывает безуспешно, и скорби душевные, и когда они постигают, и утешения благодатью — чтобы в молитве к Богу о верующих говорить так: даруй им такое–то благо, как Ты даруешь его всегда мне, недостойному. — Чтобы обо всем просить с собственного опыта.

Иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ((Мф. 10, 37). Человеку плотскому эго кажется трудным, но человек духовный знает по опыту, что он больше любит Господа, чем своих родителей, жену или чад. — Все слова Господа истина и правда. Он требует от нас того, чего должно требовать и что совершенно удобоисполнимо с нашей стороны.

Тебе рече сердце мое: Господа взыщу (Пс. 26, 8). Отчего сердце? — Оттого, что оно — душа.

Не усиливайся сохранять с болезнию сердца то, что должно погибнуть рано или иозде разумею деньги и всякое имущество, а всеми мерами усиливайся спасать то, что не должно погибать и что, если погибнет, то сделается для тебя причиною вечных мучений. Спасай то, что спасти пришел Сам Господь. Спасая спасай свою душу! Кая польза человеку… (Мф. 16, 26.)