Творения

© Издательство "Лествица", 1997

Бог есть любовь, - говорят они. - Он тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но иматъ живот вечный (Ин.3,16). Зачем же отлучение в Его Церкви? Зачем отлучение от Бога и Христа после того, как врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его (Рим.5,10)? Зачем проклятие, когда Христос искупил ны от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3,13)? Евангелие Господа Иисуса есть весть мира и любви; нигде не завещал Он в нем ненависти или вражды, но повсюду заповедует одну любовь всеобъемлющую (1Кор.13,7). Церковь Православная должна быть хранительницею духа евангельского, духа Христова. Зачем же в ней отсечение от Христа, анафема (см. "Христианское Чтение", 1826 г., ч. XXII, стр. 86)? "Церковь громко должна провозглашать закон любви, всепрощения, любви ко врагам, к ненавидящим нас, молиться за всех, - с этой точки зрения непостижимо отлучение от Церкви по распоряжению Синода", - говорит графиня С. Толстая в недавнем письме С.-Петербургскому митрополиту.

Эти мысли высказываются под влиянием сочинения "Recht Kirchenbannes" ("Право церковного отлучения") Перча, которое все от начала до конца дышит ненавистью и злобой против св. отцов и духовенства.

Разумеем одну только Православную Церковь, отнюдь не защищая тех злоупотреблений правом анафематствования, какие известны нам из средневековой практики Римско-католической Церкви и где, заметим, заключается источник предубеждений против анафематствования и в нашем обществе.

Геродот. История. Кн. 2

Бершацкий. "Об анафеме", с. 69.

Alexand. lib. 4

Корнелий Непот. Из жизни Алкивиада. Гл. IV.

Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Кн. VI, гл.13.

Тацит. Германия. Гл. VI.

Диоисий Галикарнасский. Римские древности, кн. II, гл. 10.

Там же.

Перч. Recht Kirchenbannes, 3, 4 и 5.

I. Buxtorf, Lexicon chaldaic, talmubic et rabbinieum.

Selden. De sinedriis.

Selden. De jure nat. Et gent., р. 508-510. Хотя краткое, но исторически верное изложение всех трех видов иудейского отлучения можно читать и в книге "О чине Православия", студ. Киевской дух. академии Стефана Семеновского, стр. 13-17.