Мир и радость в Духе Святом

Послушание нужно исполнять

Вот видите, и мне тяжело далось мое послушание.

В 1943 году, когда я второй раз был арестован немцами, мне было открыто, чтобы я не боялся смерти, а я уж думал, что не выйду живым из фашистских застенков. Первый раз меня обвинили, что я еду в Банат создавать коммунистические ячейки, и тогда немцы взяли меня на заметку, а когда меня схватили второй раз, я духовно пал, думал, все, жизни конец, все кончено. Но мне явился ангел и сказал: «Не бойся, многих тебе еще придется утешать и ободрять!» Так и сказал. Ноя тогда это не понял. Только спустя какое‑то время понял, когда отец Арсений мне писал, чтобы я без колебаний отправлялся на Афон, потому что «владыка благословит». Но владыка не благословил, и, когда я первый раз оказался на Святой Горе в 1959—1960 гг., мне пришлось вернуться, потому что это было не по воле владыки. И когда я размышлял, почему мне не открывается путь, то вспомнил то событие в тюрьме, в 1943 году. Послушание нужно исполнять. Но, опять же скажу, очень мне было тяжело. И если бы Господь не снял с меня это бремя, я бы сам не смог, не смог бы выбросить из головы свои тяжкие размышления. Итак, видите, надо нести послушание, пока Господь дает здоровье и жизнь. Но, слава Богу, что Он освободил меня от этого гнета.

Как человеку уберечься от славолюбия?

Благодатное действие, которое даруется вначале, продолжается до тех пор, пока внутреннее внимание человека обращено к Богу. Человек старается, трудится, все ради Господа делает и всюду Его видит, в каждом творении. И пока внимание человека устремлено на Бога и Царство Небесное, он видит мир Божиим и не превозносится.

Как только наше внимание отвлекается от Бога, мы теряем душевный мир

Понимаете, в каждом человеке таинственно живет Господь, независимо от того, почитает ли Его человек или нет. Но Он здесь, в центре жизни. Он движет жизнью.

Пока внимание человека сосредоточено в сердце, до тех пор сохраняется внутренний мир и Божественная радость, которые даются новоначальным бесплатно. А позже, как только наше внимание рассеивается и обращается к каким‑либо земным предметам, к мертвым вещам или живому существу, мы сразу же теряем душевный мир, потому что не может человек служить Богу и мамоне. Тот предмет, которому мы посвятили свое внимание, входит в наше сердце и занимает Божий Престол, занимает сердце. Это может быть слава, честь, богатство или красота… И если что‑то земное восходит на трон, то поселяется и живет в нас. В зависимости от того, к чему обращено наше внимание. Поэтому, от того, к чему обращено наше внимание, мы зависим, оно владеет нами.

Сколько людей спасется?

Ну, это только Господу ведомо. Господь всем желает спасения, каждого зовет. Но много званых, мало избранных. Будем молиться о том, чтобы нам оказаться в рядах Его избранных, чтобы Он нас не оставил, потому что мы слабы. Мы не ангелы, ангелы не пристрастны к тварному. А мы как увидим что‑то привлекательное, то, что нам по вкусу, сразу хотим это получить; но стоит получить, быстро пресыщаемся и спешим за следующим предметом. Нам уже хочется другого, наши чувства ненасытны. И если мы таковы, тогда что мы ожидаем от ближних? Значит, надо твердо стоять в том, что неизменно и непоколебимо. Мы ищем опоры здесь, на земле, но любая наша опора ненадежна и недолговечна, нет у нас постоянной прочной опоры, единственная опора — Господь. Он неизменен и всегда один и тот же вовеки веков, и уповающий на Него не постыдится.

Почему мы так упорно ищем земной опоры, если знаем, что она непостоянна?

По нашей слабости. Мы дети. Но мы дети Отца Небесного и должны искать опоры в Родителе. Но физически мы рождены от земных родителей и ищем опоры в плотских родителях. Но и они не свободны от печалей, и на них наваливаются беды и трудности, мы зовем их, но им не до нас, они говорят: «Ты уже взрослый, у тебя своя голова на плечах, решай сам». А Отец Небесный никогда нас не сторонится, Он всегда нас видит, постоянно ведет нас, если наше сердце открыто для Него. А мы ждем опоры в этом мире. Трудно ее найти, очень трудно найти в жизни единомышленника. Святые отцы говорят, что если ты нашел единомышленника — нашел спасение, а это большая редкость.

Только дважды в жизни я встретил людей, которые жили в браке душа в душу.

Я рассказывал вам об И., недавно он умер. Удивительно, как Господь объединил его и его супругу — они жили в браке больше пятидесяти лет, а он говорил: «Я и моя Мира ни разу плохого слова друг другу не сказали; что хочу я, и Мира хочет, что хочет Мира, и я хочу». А он был милиционером, сталкивался с разными людьми, с преступниками. Приходит домой в плохом настроении, тяжело на душе, а Мира встречает его всегда тепло, с любовью. И он приходил в себя, в их доме был рай.