Мир и радость в Духе Святом

И когда мы не слушаемся родителей и огорчаем их, последствия нашего непослушания мы ощущаем всю жизнь.

А когда, скажем, речь идет о решении принять монашество? И если родители бы расстроились и не смогли понять сына, насколько тяжелы были бы последствия родительского неблагословения в нашей жизни?

Эти последствия будут сказываться всю жизнь.

Видите ли, если наши родители безбожники и явные враги Христа, то благодать Божия не покрывает их; а поскольку наши родители не враги Богу, тогда наше непослушание будет иметь последствия. Какими бы желаниями мы не руководствовались, но если нет благословения родителей, все идет не так, как следует.

Хорошо слушаться родителей, но как быть с родителями, которые совершают грех детоубийства? Нужно ли слушаться родителей, которые убивают своих детей?

Родитель есть родитель, он для детей святыня, каким бы грешником он ни был. Если сын расстроит его и отец скажет: «Сынок, знай, тебе это в жизни вернется!» — и так будет. Потому что родителям дана власть от Бога, и она не отнимается. А в день Страшного Суда все мы дадим ответ, и родители дадут ответ, за все ответят, но на земле они властны над своими детьми. То, что они скажут, — аминь! Решено!

О СМИРЕНИИ

Беседа с двумя белградскими студентами летом 1991 года. Аудиозапись. (Прим. изд.)

Святые отцы говорят, что вершина христианской жизни не в совершении чудес, исцелении больных или воскрешении мертвых, а в полном смирении.

Человек — венец Божественного творения

Люди думают о себе, что они — «нечто», но человек сам по себе— ничто. Владыка Николай[16] говорит: «Что есть человек? Мешок смрадного мяса и больше ничего». Ничего. Горячая голова, он и не догадывается, что он «рупор», оружие в руках падших духов.

Господь делает с нами, что хочет, но Он дал нам поле деятельности, где мы должны думать и выбирать, чего мы хотим — добра или зла? Некоторые ангелы пали еще до сотворения человека, намного раньше сотворения, не все ангелы сохранили свое достоинство.

Человек создан в конце творения, он создан последним, создан быть господином материального мира, чтобы все было ему подвластно.

Материальный мир — космос — не был прежде в таком состоянии, он позже стал грубым и тленным, но, несмотря на это, мир обладает своей красотой.

Наши прародители были бессмертными, независимыми от пространства и времени так, как мы зависимы от них. После грехопадения все расстроилось. Господь, Который весь — Любовь, знал, что разумные существа не смогут сохранить своего первозданного состояния, и дал время от Сотворения до Страшного Суда, дал им время, чтобы опомнились, вернулись в объятия к своему Родителю, соединились с Абсолютным Добром, Абсолютной Любовью.

Но вот, людям зло полюбилось больше добра. Падшая природа! Им легче думать о зле, чем о добре, но нет человеку от злых помыслов ни мира, ни покоя. Как велико наше падение! Удивительно! Страшно! Мы не можем опомниться, не можем ничего для себя сделать, мы даже не отдаем себе отчета, насколько нас терроризируют умные силы[17]. Нам кажется, что это наши мысли. Нас мучит зависть, злоба, ненависть. Это тирания из тираний! Душа не хочет этого, а освободиться не может. От малых ногтей она к этому привыкла. Зло пускает глубокие корни в душе, и необходимо их выдернуть из нее. Необходимо превратиться в любовь, быть мирным и спокойным, но нелегко это; видите, как страшно падение человека!

Человек не может без помощи Божией

Человек не может без помощи Божией. Самонадеянный человек думает, что он что‑то знает, а на самом деле, все вокруг — тайна Божия. Повсюду мы окружены тайнами, мы сами для себя — великая тайна. Мы не знаем себя, откуда мы пришли, куда идем. Что это за существо, которое мыслит, движется и говорит о том, что знает, создает что‑то, а как знает, как создает, не знает? Что за тайна живет в нем? Как его внутренние органы так совершенно работают без его воли? А он своими помыслами только все разрушает.

Являются ли болезни причиной греха?

Причина болезней в мысленном падении. Болезнь — от мысли. Обычно всем нам приходят и хорошие, и плохие мысли. Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями, как тело телесной пищей.

Существуют наши собственные мысли и мысли, которые внушаются нам извне?