The Sacred Mystery of the Church

Боже! Именем Твоим спаси меня (53:3).

Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего (60:6).

Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь (67:5).

Я буду славить имя Бога моего<…>(68:31).

Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем  [91] племена; все народы ублажат его. Благословен Господь Бог<…>И благословенно имя славы Его<…>(71:17 — 19).

Совсем осквернили жилище имени Твоего<…>Вечно ли будет хулить противник имя Твое?<…>Враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое (73:7, 10, 18). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое (73:21). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое (74:2). Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его (75:2). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего (78:9). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (85:9). Пойте Господа, благословляйте имя Его (95:2). Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно (98:3). Свято и страшно имя Его (110:9).

Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое (118:132).

Господи! имя Твое вовек (134:13).

Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (144:1).

Тема имени Божия проходит через пророческие книги. У пророков Бог описывается как действующий ради имени Своего, клянущийся именем Своим, делающий Себе имя, освящающий имя Свое:

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя<…> [92].

Вот, Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже на всей земле Египетской произносимо имя Мое устами какого‑либо Иудея, говорящего: «жив Господь Бог!» [93]<…>Где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя<…>[94]

<…>Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя [95]. Но Я поступил ради имени Моего, чтоб оно не хулилось пред народами<…>[96] И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я — Господь, говорит Господь Бог<…> [97]. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется<…>[98]

В одном из текстов пророка Исайи имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи<…>» [99]. Впрочем, понятно, что под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь, вернее, Его действие по отношению к людям, описанное в человекообразных выражениях (так называемый библейский антропоморфизм, употребляемый обычно по отношению к Богу, но в данном случае относящийся к «имени Господа»).