Вступление в Церковь

Ипполит Римский, Апостольское Предание, 19,2.

Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 3,1. (Русск. пер.: СП6., 1855, с.70)

Апостольское Предание, 22.

Послание к Диогнету, V . (Русск. пер.: Москва, 1864, с.17–18.)

Ориген , In psal. XXXVI, hom.l.

О том, каково было количество рабов, можно судить по некоторым статистическим данным: в Александрии с населением в миллион человек только 300.000 было свободными; в Риме по крайней мере половину населения составляли рабы.

У греков рабы обозначались через термин soma (тело) или ktema (имущество), или, наконец, даже через zoon (животное). В официальных молениях после молитв о polis , гражданах — мужчинах и женщинах, следовала молитва об иностранцах, живущих в polis ' e и, наконец, о стадах и рабах (см. A.J.Festugiere. Le monde greco–romain au temps de notre Seigneur. Paris , 1935, I , p .37–38).

В Афинах, по–видимому, рабы допускались к участию в Элевсинских мистериях. См. A . J . Festugiere , op . cit ., p .38.

Раб в Церкви становится вольноотпущенником Христа, а свободный — рабом Христа (1Кор.7,22).

Греческий текст допускает возможность другого перевода: оставай ся лучше рабом, — но мне кажется этот перевод маловероятным.

См . Acta S.Pionll et Soc. n.9.

Учение двенадцати апостолов, 4,10; Послание Варнавы, 19,7; Послание Климента, 55,2.

Blasphemia — греч. поругание, поношение, порицание.

Ипполит Римский, Апостольское Предание, 16,5 ( blasphemla — поругание, поношение).

Конкубинат — сожительство мужчины и женщины без заключения брака, условно признаваемое в Римской империи в случаях невозможности заключения законного брака (например, между сенатором и вольноотпущенницей).

Ibid.

Апостольские постановления — каноническая и литургическая компиляция, составленная в конце IV века и включающая в себя раннехристианские тексты II и III веков.