Восстань, спящий…

А как мы свидетельствуем о своей вере среди других людей? Часто нам даже бывает стыдно сказать о своей вере, не то что по–настоящему свидетельствовать о ней. У многих бывали случаи, когда они отказывались, отрекались, стыдились своей веры.

Получается, что, посмотрев на себя, мы видим, что мы со всех сторон как бы опутаны ложью, собственным недостоинством, скованы своими слабостями. И после этого называем себя христианами.

Как бесконечно далеко от нас Царство Небесное, как бесконечно далеко от нас блаженство святых и благословение Господне, тот свет, который Господь обещал нам. Вот так мы и живем: в суете, в бездуховности, в себялюбии, в заботе, в непрерывной заботе, служа маммоне и себе. Маммона — это бог золота и богатства. Конечно, никто из нас не имеет каких–то особенных богатств. Но совсем не нужно их иметь, чтобы всем своим сердцем цепляться за них, привязаться к каким–то временным вещам, все в них вложить, все силы своей души.

Вот таков наш портрет, наш образ. А теперь послушаем, что говорит нам Господь. Он как бы по всем этим пунктам дает нам другое, противоположное направление. Я еще раз прочту вам эти несколько строк, которые сегодня читались во время службы.

Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

И сказал им: «Истинно говорю вам, есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» [49].

Первый закон, который дает нам Господь: надо оставить все прошлое; «Отвергнись себя»! — говорит Господь, перестань носиться с собой, думать только о себе, желать только себе добра! Подумай на мгновение хотя бы о людях, которые тебя окружают, о Господе, Который тебя создал. «Отвергнись себя» — только в самоотвержении человек становится христианином.

»Возьми свой крест», — это значит: неси труд, страдания за других. «Крест» — это не всякая беда, не всякая болезнь, не всякая скорбь. Ведь Крест Господь понес за людей, значит, и мы, если мы несем какой–то крест, мы служим другим людям, отдаем себя ближним, то есть тем, кто находится рядом с нами.

«И иди за Мной», — говорит Господь. Он, Который всего Себя отдал служению Небу и людям, всего Себя отдал Отцу и братьям Своим, Он учит нас также идти за Ним, отдав свое сердце Богу и людям.

И дальше Господь говорит нам о суете, в которой мы тонем, которая буквально заполнила каждую секунду нашей жизни. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Каждый из вас знает, как справедливо исполняются эти слова Господни в наших судьбах. Вот прошло уже сколько лет, как кончилась война, — 35 лет; конечно, жить стало легче, условия жизни изменились. Но это не значит, что в наши семьи пришел мир, это не значит, что мы стали от этого лучше. Значит, можно усовершенствовать свою жизнь, иметь для нее более благоприятные условия, но при этом быть несчастными и погрязать в грехах…

Подумайте, вспомните о том, какими добрыми, самоотверженными, честными бывали люди в тяжелых жизненных обстоятельствах, а вот в покое и благополучии человек часто падает, сбивается с пути. И вот она — правота слов Господа. Все приобрел человек и хочет еще больше приобрести, хочет покорить и завоевать весь мир, но что толку от этого, если он при этом повредил своей душе. Душа — прежде всего. Прежде всего — сердце человека.

Господь говорит нам о необходимости свидетельствовать: «Кто постыдится Меня и Моих слов перед этим родом, того и Я постыжусь».

Вот мы уходим из храмов в воскресные и праздничные дни — что мы приносим в окружающий нас мир, в наши семьи, людям, с которыми мы живем и сталкиваемся? Мы должны постоянно себе напоминать, никогда, ни на один день не забывать о том, что каждый из нас как бы несет начертанный на себе крест.