Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

* Это слова евангелиста Иоанна: “Сие же всё было (в другой редакции: “Ибо сие произошло”), да сбудется Писание…” (Ин 19, 36). Сказаны они в связи с тем, что после смерти Христа на кресте один из римских воинов пронзил Его копьем. В следующем стихе (Ин 19, 37) евангелист ссылается на пророчество Захарии: “воззрят на Того, Которого пронзили” (Зах 12, 10). – Ред.

Как понимать слова: “Впрочем, и враг действует не иначе как по воле Божьей и попущению, сколько это для нас нужно”?

Это значит, что в конечном счете, как говорит Библия, Бог и зло обращает в добро. Но это Бог, и мы должны ясно это понимать. Он-то в конечном счете обратит, а у нас нет права разницу между добром и злом сглаживать.

Что означают слова Христа: “Мирись с врагом своим, ибо будешь заключен в тюрьму и отдашь все до последнего”?

Это комментарий к Его притче о том, как человек, сам будучи виновным и прощенным, потребовал от другого, чтобы он отдал ему долг и не хотел с ним примириться, но потом сам был тоже брошен в тюрьму. Смысл такой: пока есть еще у нас на земле возможность, надо решать миром все отношения, а когда ты со злом уйдешь в вечность, то оно от тебя уже не отлипнет.

Праведники, которые упоминаются в Евангелии, похожи ли они на того фарисея из притчи?

Точно, именно они имеются в виду. Когда Христос говорит: “Я пришел не к праведникам, а к грешникам”, значит, Он пришел к нам. Праведников нет, есть только люди, которые воображают себя праведниками.

Объясните слова Христа: “Ты ни тепел, ни горяч”.

Это в Апокалипсисе сказано: “Ты ни холоден, ни горяч, но тепел”. Когда человек горяч сердцем в любви, есть надежда, что это ему откроет еще большие глубины. Когда человек отталкивается от Бога, есть надежда, что произойдет кризис и он к Нему повернется. Я знаю многих воинствующих безбожников, которые стали глубоко верующими людьми. А есть средняя порода людей, которые ни то ни се, которые равнодушны, которые погрязают в жизни, принимают и то, и другое, их жизненная температура духовно ниже 36,6. Вот это самое опасное состояние, состояние индифферентности.

Что Вы можете сказать о гностической версии судьбы Иуды? Автор записки узнал о ней из книги Волошина “Люди творчества”.

Я убежден, что это вымысел. Евангелия и древние предания не дают ни малейшего основания думать так. Просто феномен Иуды волновал людей, и они выдумывали разные версии. Все было проще! Нам ли, людям XX века, живущим в эпоху “всех предательств и распятий”, нам ли удивляться тому, что один человек дрогнул и стал предателем?!