Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей

Никакого регламента нет, но люди, которые чрезмерно увлекаются этим, забывают, что там их нет, нет там наших близких, там есть наши воспоминания, цветы, крест, могила, а они в другом месте, совсем другом. Их душа может с нами общаться совершенно иначе, совсем необязательно это может быть на могиле. То есть надо это делать, но все-таки они не там.

Объясните, почему неправильно ходить в первый день Пасхи на кладбище?

Объясняю. Первое поминовение усопших по православной традиции совершается в храмах на Радоницу. Это вторник второй послепасхальной недели. На кладбище пойти никогда никому не препятствуется, но панихида только на Радоницу.

Как Вы относитесь к идее выноса тела Ленина из Мавзолея и предания его земле? Не будет ли это более соответствовать христианским обычаям?

Я думаю, что да. Мне кажется, что для тех, кто его уважает, это не будет чем-то уничижительным. Я думаю, что и сам Ленин предпочел бы, чтобы его похоронили.

Правда ли, что злые люди отрицательно действуют на мир и после смерти?

Думаю, что-то в этом есть… Но надеюсь, что не очень сильно.

Знает ли душа умершего человека, что до смерти она была душой какого-то конкретного человека?

Конечно, знает.

Расскажите о связи прошлого с настоящим на примере семьи, где ушедшие в иной мир знают, что нужна помощь их оставшимся близким, а пребывающие здесь хотят помощи, но не знают, в чем ее суть.

Вы знаете, общих законов здесь нет. Но я, например, часто реально чувствую присутствие и помощь своей матери, и контакт у меня с ней почти ежедневный.

После смерти человека остается ли в душе что-то от земного существования?

Да, конечно, остается. Несомненно. Когда я чувствую умерших, то я знаю, что это именно они. Личность не пропадает.

Расскажите, какие этапы проходит душа после смерти тела, происходит ли ее слияние с общей душой Адама?