Радостная весть. Сборник лекций

— Потому что есть сфера подсознательного, бессознательного, которая погружает нас в некое поле единого человечества, живых и умерших. Карл Густав Юнг называл это, так сказать, миром архетипов человечества. И вот именно на этом уровне эти соприкосновения наиболее естественны.

— В чём разница отпевания заочно и когда покойник стоит в церкви?

— В принципе, никакой разницы нет. Единственная разница — просто родным приятно, и для покойника тоже разница. Вот если он умер недавно, — быть может, он ещё здесь как бы присутствует, его дух.

— Правда ли, что вы отпевали Анну Ахматову?

— Нет. Нет. Она умерла в Ленинграде, и…

— Почему отпевают только крещёных? Разве не равны перед Богом крещёные и некрещёные?

— Конечно, равны. Но христианское отпевание по своим текстам предполагает члена общины. И иначе будет какой–то фарс, если мы будем ему приписывать, хотя бы формально, члена общины.

— Дух и душа — эти понятия одинаковые? В чём разница?

— Душа — это психика. Психика — это мост между телом и духом. Психика свойственна животным. А дух человека … Дух — это начало творческое, начало созидающее, начало личностно–бессмертное.

— Известно, что у людей, занимавшихся спиритизмом, происходит ломка судьбы. А если человек исповедовался в этом грехе?

— Не знаю, но вот я, сколько людей ни опрашивал, кто занимался спиритизмом, всё–таки последствия этого были довольно тяжёлые.

— Может ли душа умершего человека воплотиться при рождении другого?

— Ну, этот вопрос спорный. Христианство в это не верит.

— Как относится к перевоплощению иудаизм?

— Тоже не принимает его.

— Как объяснить, что прорицатель видит весь путь человека?

— Есть некое измерения бытия, в котором все события как бы находятся на одной плоскости. Вне времени. Вне времени. И вот туда проникает взор прорицателя–пророка. И, конечно, Божий взор.

— Мне очень дороги мои предки. Что мне делать для них, ушедших? Я люблю их и хочу, если не помочь, то как–то облегчить их.

— Значит, по–моему, молиться за них, это как раз и есть.

— У Иоанна Богослова есть изречение в одной из книг, что останутся только семь церквей, в которых сохранится Благодать. Как это понимать?

— «Семь» в Библии — символ полноты. И когда в Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано о семи церквах — это конкретные церкви в Малой Азии — нынешней Турции, там вообще никаких церквей сейчас нет, один ислам; так вот, «семь» — это полнота Вселенской Церкви. Символ полноты Вселенской церкви.