Радостная весть. Сборник лекций

— Я думаю, что он появляется один раз, и воплотится вновь только в Царстве Божием, то есть в Воскресении мёртвых.

— Что вы можете сказать о перевоплощении души в другого человека? Как относится к этому христианство?

— Ну, не христианство, а большинство религий всё–таки этого учения не имеют. Единственное исключение — это индийские верования.

— Если Бог один, то почему столько религий?

— Потому что ограничены люди, а Бог безграничен. И каждый человек какую–то часть схватывает и постигает; Бог — бесконечен.

— Могут ли встретиться после смерти души крещёные и не крещёные?

— Это трудный вопрос, на него я ответить не могу. Если бы я ответил, я бы был не прав.

— Что есть красота с точки зрения церкви?

— Гармония. Красота есть отображение Небесной красоты. Конечно, можно назвать это гармонией.

— Будет ли здесь продолжаться цикл «Жизнь после жизни»?

— Нет, следующую нашу встречу мы хотим посвятить памяти Бориса Леонидовича Пастернака, поскольку это его юбилейный год. А об остальных встречах — вот день мы ещё не согласовали, какой день будет. Значит, здесь будут выступать поэты, вот, писатели; люди, которые знали лично Пастернака. Будет включена запись его голоса. Я немножко расскажу о религиозных воззрениях Пастернака. Так что как–то отметим тоже его юбилей.

— Кто был Валаам — «муж с открытым оком», — он не принадлежал к Израилю, но мог, как Моисей, общаться с Господом.

— Библия учит нас, что Бог открывался и язычникам.

— Что за странное поведение Господа в начале истории с Валаамом: велел идти и чуть ли не убил за это, если бы не ослица?

— Ну, это тоже надо подробно объяснить, почему. Это же образ того, что он шёл против воли Божьей, а шёл–то одновременно по воле Божьей. Каким образом? В двух словах: Один из царей решил погубить колдовством израильтян, которые двигались по пустыне к земле Ханаанской. И он выписал себе из Вавилона колдуна, который должен был подняться на стену и предать проклятью народ. Проклятье — считалось, что оно наведет мор на людей. Вот. И Валаам поехал. Это был знаменитый, знаменитый прорицатель. Кстати, легенды о нём складывались по всему Востоку, найдены недавно ещё некоторые тексты Валаамовских изречений. Ходили по всему Востоку его гимны и изречения, пророческие. Вот. И он пошёл, И Бог ему открыл, что … — каким образом ему открыл? — что здесь что–то не то: ангел встал с мечом напротив, и ослица ему сказала, что она не пойдёт. Вот. Это такой момент, что люди не понимали, но даже осёл понял, что он идёт против. И когда Валаам поднялся, — он всё–таки решил это сделать, — и вместо проклятья он произнес благословение. Вот этот конфликт между волей прорицателя и волей Божьей — он здесь и представлен.

— Не оставите ли нас в углублённом познании Библии?

— Ну, там большой довольно ДК — «Серп и молот». Там, по–моему, пятьсот или шестьсот мест. Больше даже. Так что всем хватит.

— Какая разница в трактовке Успения Богородицы с православной точки зрения и с католической?

— Никакой. Потому что…. Мы считаем, что она была вознесена. Но у католиков это считается, так сказать, установленным Церковью Учением, а у нас это просто церковное предание.

— Не можете ли разъяснить понятие Троицы?

— Ну вот, для этого специально мы проводим беседы по Символам Веры. Как раз сегодня я закончил говорить о Троице. Потом я снова начну повторять, тогда мы коснёмся…