Радостная весть. Сборник лекций

Так вот, Бог сказал, что будет Царство вечное. Какое царство? Это не было открыто. Сын Давида по имени Соломон построил в Иерусалиме храм, дом Божий. Вступить в него, в это здание, могли только священники, народ молился на улице, на большом дворе, молились все: иноплеменники, язычники, которые хотели здесь присутствовать.

Здесь, во дворе, было место, куда приводили жертвенных животных, и торговцы их продавали, но иногда они создавали под этой крытой галереей такой базар, что нарушали благоговение в доме молитвы. Вы все, наверное, помните, как Иисус Христос пришел в храм и изгнал торгующих.

Иерусалим, небольшой горный город, окруженный оврагами, которому суждено было сыграть огромную роль в Ветхозаветной и Новозаветной истории. Здесь жили пророки, мудрецы, великие цари, и здесь прозвучал голос Иисуса Христа, здесь Он умер и здесь Он воскрес, победив смерть.

Наши христианские, в частности, православные храмы строятся по образцу ветхозаветного библейского храма. Храм символизировал вселенную. Здесь было святилище, три части: притвор, святилище и святая святых. Святая святых была полностью отделена завесой от святилища. Два столба символизировали мировое древо, во дворе стояла огромная бронзовая чаша, символизирующая море, светильники обозначали звезды — это была модель вселенной. А Бог обитал в ней невидимо. Посмотрите внимательно на икону Ильи–пророка. Илья не был пророком–писателем, но он был одним из их предшественников. Он жил в IX веке, а в VIII веке появляются пророки–писатели: Исайя, Михей, Осия, первый среди них Амос. Они открывают людям ту простую, но забываемую часто истину, что человек может принести Богу только свое сердце, что ему не нужны жертвы, если нет веры и любви. Происходит целая религиозная революция. Пророки учат: «Человек, тебе сказано, что есть добро и что ждет от тебя Господь твой — только любить справедливость, быть непорочным, ходить перед Богом твоим».

Вот эта истина, трудная до сегодняшнего дня, составляет средоточие учения откровения пророков. Они боролись против язычества, против пережитков язычества, против склонности людей к идолослужению. Мы должны понять, что борьба эта была напряженной, ибо современный человек также поклоняется и силе, и сексу, и плодородию — только в других формах. Тогда это были мифологические формы, сейчас — иные, но это всегда остается соблазном.

Пророки предсказали, что наступит день, когда Господь Завет свой расторгнет, расторгнет свой договор, который был заключен в древности, и придут бедствия, которые разрушат всю Ветхозаветную церковь и оставят только святой остаток. И они говорили, что Царь — помазанник, все равно явится, и через Него Бог откроется людям, через Него откроется высшее, что может только знать о Предвечном человек. Он придет без силы и славы, Он не потушит курящегося льна, не переломит надломленную ветку. Его оружием будет сила духа, на Нем почиет дух мудрости, дух разумения, дух Слова Божия.

Итак, с VIII века до н.э. уже совершенно ясно определяется, что Бог откроет Себя через Помазанника, Царя, Мессию, Христа.

Что случилось дальше? Ассирия была великая страна высокой культуры, которая в то время захватила почти весь Ближний Восток, современный Ирак. Как и предсказывали пророки, ассирийцы пришли, разрушили сначала северную часть израильского государства, потом и южная часть была разрушена Вавилоном. Знаменитый вавилонский полководец и князь, ставший потом царем, Навуходоносор П в IV веке до н.э. разрушил Иерусалим, сжег храм и увел все население города, почти все население страны, в Вавилон. Для чего он это сделал? Это была старинная политика восточных завоевателей: надо было перемешивать население, чтобы люди забыли свою культуру, свою веру, свой язык и превратились в подданных своего царя и говорили на общем для всех арамейском языке.

Что же произошло с Ветхозаветной Церковью? Горсточка изгнанников раскаялась, она поняла, что пророки были правы, что на самом деле люди отступили от веры, и потому разрушен Завет. Они читали в писаниях пророков, что настанет день, когда Господь заключит с народом Новый Завет. Вот это великое слово, которое уже предваряет историю христианства.

В 538 году иранский царь Кир вступил в Вавилон без боя. Навуходоносор давно уже умер, ему наследовали в общем неудачные и бездарные преемники. Знать была недовольна ими и, в конце концов, когда Кир приблизился к Вавилону, определенные группы в городе открыли ему ворота. И персидский царь въехал в Вавилон не как победитель, а как друг — освободитель, и его приветствовали от имени вавилонских богов. Он издал эдикт, указ, о том, что все изгнанники из разных стран могут, если они того пожелают, вернуться в свои земли. В Иудею вернулась лишь незначительная часть, все уже осели в Вавилоне, и только группа небольшая, несколько сот человек, энтузиастов, которые верили, что чудо какое–то произойдет, вернулись в разоренный Иерусалим.

Они вернулись, и их ожидало ужасное зрелище: разрушенный город, опустевшие дома, камни. За время целых поколений, пока люди жили в Вавилоне, все пришло в одичание и запустение. И община начала деградировать, морально и физически, пока ее не вывел из кризиса священник, по происхождению вавилонянин, по имени Эзра, в греческой транскрипции Ездра. Это было в V столетии до н.э.

Приехав в Иерусалим, Эзра развернул свиток закона Моисея и привел людей к присяге, заставляя их клясться перед небом и друг перед другом, что они будут строго соблюдать Закон и никогда Не будут отступать от него.

Так образовалась небольшая, достаточно замкнутая, потому что она боялась языческих влияний, община в Иерусалиме. Она, собственно, была городом–государством, подчиненным Римской империи. Поскольку храм пал, восстановили новый, но он уже потерял прежнее обаяние, и вот люди стали молиться в молитвенных домах, которые назывались домами–собраниями, по–гречески это слово звучит как «синагога», место схождения.

В конце IV века на Ближний восток приходят войска Александра Македонского. Александр покоряет все окружающие страны, но каждая сохраняет свою культурную автономию, свою религиозную независимость. Он, будучи гибким политиком, молится в египетских храмах, объявляет себя сыном бога Амона. Нам трудно заглянуть в душу этого удивительного и, по–видимому, все–таки великого человека. Быть может, он действительно верил в свое какое–то особое предназначение — ведь почти юношей он сумел завоевать почти полмира, дошел до Индии, и только бунт солдат принудил его вернуться.