«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ОБЕТЫ

Нарушившие обет подвергнутся наказанию Божию

...За оставление своего намерения можешь многое пострадать. Вижу, что у вас завязалась переписка не на шутку, и номерация на письмах выставляется; по условию ты должна отвечать не на пользу свою, но на расстройство духа! Он заметил в тебе неравнодушие к …. поэтому и полагает, что не твердо твое основание , стара­ется поколебать оное до конца, представляет суету мира в прелестном виде своих занятий и свою к тебе привязанность; а юное твое сердце, однажды уязв­ленное, растравляется еще более пламенем разжженных стрел. Ежели в тебе не погасла еще искра жела­ния и стремления к Богу и ежели не совсем помра­чился твой разум, то сама можешь видеть и рассу­дить: могут ли поместиться в твоем сердце Слово Божие и глаголы святых Ефрема, Дорофея, Иоанна Лествичника, Макария и прочих, которые ты с таким вниманием принимав и читала? — и вместе с оными письма, обольщающие твои чувства и влекущие к миру и его мнимым удовольствиям? Не можете Богу работати и мамоне (миру) (Мф. 6, 24), — глаголет Господь, и Апостол: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4). Ты боишься нарушить дружбу миролюбцев, а не страшишься соделаться врагом Божиим? (III, 189, 324—325).

Обещания, данные выше сил (без рассуждения), не будут взысканы

...О том, что вы налагали на себя пост: хлеб и воду, и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание ваше не имело рассуждения и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует (I, 124, 259).

Как давать обеты

О обетах ничего не случалось мне видеть в Писа­нии, что давать должно с благословения; знаю, что дают оные просто, но есть безрассудные обеты и неудобь исполнимые. В этом надобно предоставить на рассуждение духовного отца, он может переме­нить на другой удобоисполнимый... (I, 252, 490).

ОБЛИЧЕНИЕ

...Когда бы ты приняла помыслы словооправдания, то еще больше открылась бы твоя гордость. Ибо правильное или неправильное обличение отвергший своего спасения отвергся. Лучше считать себя ви­новною, хотя бы и права была, нежели оправдываться (III, 138, 262).

ОБНОВЛЕНИЕ

Духовные дарования даются не обновлению, но смирению

Ты спрашиваешь меня, «заменится ли тебе бо­лезнь твоя почти ежедневная во что-нибудь?» И паки об апостольском слове: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16), каким это образом? Ты полагаешь, что в болезни человек должен ощущать в себе в большей мере благодатные дары Святого Духа, но в этом ты ошибаешься; из выписок св. Варсонуфия ты можешь разуметь о пользе, от болезни происходя­щей, а обновление внутреннего человека так разу­меют учители Церкви: «когда болезнь нас сокруша­ет, то страсти наши умаляются: ни любовь мира, ни плоти разжжения, ни другие страсти, утешающие внешнего человека, не действуют на нас»; а это разве и не есть обновление внутреннего человека? А ты простерлась уже и на духовные дарования. Но оные не даются прежде совершенного смирения. Прилагаю тебе выписку из толкования св. Иоанна Златоустаго, из коего познаешь, что упование буду­щих благ считает обновлением (III, 260, 453—454).

ОБОЛЬЩЕНИЕ

Я. нимало не сомневаюсь, чтобы вы что-нибудь предо мною утаили или хотели бы лицемерить; но замечаю, что вы сами себя не понимаете и противо­речите. Пишете вы, что я по письмам вашим заклю­чаю об вас, будто бы высокоумны, и тотчас оправдываетесь. «Ах, право, нет, Владыко N. зовет меня простая...» — и говорите, что сие вас много утеша­ет. Что ж вас утешает? похвала? пища вашей гордо­сти? Однако ж думаете, что ее нет в вас. Паки пишете: «любить Бога, любить ближнего — мое бла­женство! самых врагов своих я не могу ненавидеть, а скорблю, что они так поступают, не дам Богу ответ, чтоб кому заплатила за зло злом». По сим качествам можно бы заключить, что вы взошли на верх совер­шенства, но я вас уверяю, что это только на словах, и вы ложно обольщаете себя сими стяжанными ваши­ми добродетелями, не понимая себя, что это доказывается из последствия писем ваших; далее говорите, что вы всем грехам виновны, яко немощное создание Божие, и особенно две страсти вас смущают: сребро­любие и домашний враг, но только гордость менее других вас обуревает; как тут согласить смысл ва­ших писем? (I, 73,152).