Fundamentals of Orthodox Education

«Крсна слава» — обычай, сложившийся в сербском народе еще во времена принятия христианства, когда каждый род считал своим небесным покровителем того святого, в день прославления которого принимал крещение, со временем принял более светский характер, семейного домашнего праздника и застолья. «Водица» — святая вода (как правило освящаемая в праздник Богоявления).

Ср. I. Quasten, Initiation aux Peres de l` Eglise, Paris 1963, p.272

М. Мурко, Geschichte Sudslavischen Litteraturen, Leipzig,1908. И. Стржиговский, изучая «Мюнхенскую псалтырь» первый развил теорию о влиянии не только Палестины и Синая, но и влиянии раннего сирийского искусства (5–7 вв.) на сербское искусство 15 века. (Ср. Сперанский, то же). Постоянные связи с сербов с Палестиной, способствовали и поддерживанию связей с Синаем, всегда имевшим близкие отношения с Иерусалимом и палестинскими монастырями. Насколько живыми были контакты Сербии с Палестиной свидетельсвтует тот факт, что патриарх Иоанникий воздвиг две церкви в Палестине — церковь Св. Илии на Кармильской Горе и Преображения на Фаворе. Эти контакты сохранялись и позднее, особенно сербская монашеская община в Палестине, окрепла в начале 16 века. В это время был возрожден, опустошенный чумой, монастырь Св. Архангелов. Сербские монахи, в 1504 году, даже взяли в свои руки и монастырь св.Саввы Освященного, под защитой которого находились задужбины Святого Саввы в Палестине. В Лавре в 1612 году была посторена колокольня и церковь Св. Симеона Мироточивого, а между часовней св. Гроба и церкви Воскресения вплоть до 1652 года находилась «сербская трапезная».То, что среди синайских и сионских монахов сербов и других славян, было достаточно ученых людей, видно по тому, что ими, в 1555 году,была написана служба новомученику Софийскому Николе. Однако, во второй половине 17 века, число сербских монахов на Востоке резко уменьшается, Лавра св. Саввы Освященного и монастырь Св. Архангелов переходят в руки Иерусалимского патриарха, оплатившего огромные монастырские долги, но любовь сербов к палестинским и синайским святыням не гаснет. Они, по словам Саввы Димитриевича, считали Иерусалимскую патриархию и патриарха, более близкими себе, чем Цариград. Особенно усилилась эта любовь после Переселения сербов в земли за Савой и Дунаем. Так, Арсений III называет (1690) Коморанских сербов называет «более ревностными служителями святой восточной церкви Иерусалимской». Так же и митрополит Павел Ненадович (1754г.) пишет послание «всем своим христианам восточного благочестия святой Иерусалимской Церкви». Такое выраженное стремление Сербской Церкви в Задунайских землях к Иерусалимской Церкви, именно в это время, не случайно: оно коренится в глубоком экклезиологическом самосознании, пробужденном прямым столкновением с монополистическими претензиями Рима, и трудностями возникшими в отношениях между Сербской и Цариградской Патриархиями. То, что в 17 веке монахи славяне все еще присутствовали в Палестине и на Синае, говорит одна синайская рукопись, написанная «Стефаном на святой Горе Синай» (1662г). Подробнее об этом — Протоиерей Стева Димитриевич,”Паломничества», Белград 1933, стр.43,45,54,52, 45; Вл. Розов,”Святой Савва и сербы в Святой земле и на Синае», Мысль, кн.28, св. 5 и 6, стр. 337 (Розов, помимо других фактов, подчеркивает, что игумен Лавры, серб Гаврило, не имея денег, чтобы откупиться от нападок фанатичных арабских племен, покидает Лавру в 1602 году, а сербские монахи, опять же из–за долгов, передали Иерусалимскому патриарху Теофилу (1636–40), задушбину царя Милутина, монастырь Св. Архангелов. Ср. также Т. Джорджевич,”Сербские святыни в Палестине», Вестник СПЦ, 1946 г. № 10,11,12, стр. 252–255. П. Сырку «Очерки из истории литературных сношений Болгар и Сербов в 14–17 вв», Санкт–Петербург 1901, стр. CCXCVIII–IX;140)

Общие данные и литература о Синаитах в Сербии — Вл. Розов,”Синайцы в Сербии в 14 веке», Byzantinoslavica I, Praha, 1929, стр. 16–20. Л. Павлович,”Культы лиц у сербов и македонцев»,Смедерево 1965, стр. 195–202. Д.Богданович,”История древней сербской литературы», СКЗ, 1980, стр. 202–203. В. Маркович, «православное монашество и монастыри в средневековой Сербии», С.Карловцы, 1920, стр. 126–129. В. Розов «Сербы в Палестине и на Синае», Труды 4 съезда русск. акад. орг. I 1928/9. Ср. Архим. Леонид,”Из истории югославянского монашества», Москва 1871. Второй международный симпозиум «Ученики и последователи Евтимия Тырновского, Вел. Трново, 1976. Х. Воинович,”Синаиты», Браничевский Вестник.