Fundamentals of Orthodox Education

Славянский перевод его жития опубликовал П.Сырку — «Монаха Григория житие преподобного Ромила», Памятники древней письменности и искусства 136, Санкт–Петербург, 1900, греческий текст опубликован Ф.Халкиным в журнале Byzantion, т. 31 (1961), стр. 114–145. Сербский перевод жития — Архим. Иустин Попович, Жития святых за январь (16), стр. 501–517. А. Лысенко ошибочно приписывал его житие Григорию Цамблаку (+1418). А.Лысенко «Из истории югославянского монашества 14 столетия», стр. 8–9.

Ср. Лысенко «Из истории югославянского монашества 14 ст», стр. 8–9. Павлович Л. «Культы лиц..», стр. 195–196. В сгоревшей рукописи из Народной библиотеки Киприана Рачанина, находились два жития преп. Ромила, более подробное Григория Младшего и сокращенное, в котором говорится, что Ромило, прибыв Илирию «разнообразными страстями порабощенную и раздорами, в единство веры за краткое время собрал». Видевши их утвердившимися в вере, уходит оттуда и идет в Далмацию, в «место некое — Раваница». Дж. Даничич, «Киприанова рукопись», Вестник ДСС, св. 9,Белград 1857.

Более подробное житие преподобного Григория Молчаливого, на основании скудных исторических данных, написано Арх. Иустином Поповичем, Жития за декабрь (7), стр. 251–260. Основная литература о нем — Дж. Сп. Радойчич, «Григорий из Горняка», исторический журнал 3 (1952), стр. 85–106. Леонтий Павлович «Культы лиц у сербов и македонцев», стр. 195–198. Дж. Радойчич «Литературные приозведения и события в средневековой Сербии», стр. 212.

Было две грамоты монастырю Горняк — князя Лазара и Патриарха Спиридона в 1380 году, сохранившиеся в поздних рукописях, но идентичные по содержанию. Ср. В. Мошин, «Самодержавный Стефан и князь Лазар».., О князе Лазаре (сборник), стр. 24.

Ср. Л.Павлович «Культы лиц», стр. 195–196. Во времена Деспота Стефана упоминается некий Григорий, который переписывал книгу Зонар, получив ее от хиландарского игумена Тимотея (Пятикнижие, Иисус Навин, кн. Судей, кн. Царств и Дневник). Идет ли речь об этом же или каком–то другом Григории не ясно. О переносе мощей в монастырь Григориат (1977) см. в святогорском журнале № 3, стр. 75–80.

Существовал еще один Григорий, который отождествляется с Григорием Молчаливым — преподобный Григорий Куманицкий. Обычно он прославлялся в один день с Григорием Горняцким (7 декабря), совпадает и год их кончины (1406). Существует предание, что он был из династии Неманичей. Л Павлович предполагает, что он мог бы быть ктитором монастыря Григориата, мощи его монахи сербы, во время великого пожара 1761 года, вместе с подписанной им биографией (от 1405г.), перенесли в монастырь Куманица на Лиме (Народная энциклопедия 1, 520).

Литература о преподобном Сысое Синаите — Л. Павлович «Культы лиц у сербов и македонцев», стр. 200, Вл. Петкович «Обзор памятников», стр. 297, Б.Вулович «Участие Хиландара и сербской традиции в формировании моравского стиля», стр. 172. Г. Бабич «Общественное положение ктиторов в Деспотовине», стр. 144.