Fundamentals of Orthodox Education

Житие преп. Романа, Арх. Иустин Попович, Жития за август, стр. 287. В.Петкович «Осмотр памятников», стр. 288. М. Веселинович «Св. Роман» Ниш 1939. Веселиновичу не удалось найти в предании, что этот Роман один из Синаитов, пришедших с Востока, а приводит предание, что во время правления Лазара один его слуга, восстановил запущенную гробницу Св.Романа. Веселинович предполагает, что монастырь Св.Романа упоминается еще в дарственной царя Василия Македонца («Сфентеромон»), но, по С.Новаковичу, речь идет о Св. Романе из браничевской области (позже город Смедерево). Существует упоминание о Романе, принадлежащем к синайским монахам. Хиландарский переписчик Роман та же личность, что и монах Роман, переводчик Романова типикона (1331).

Л.Павлович, «Культы лиц у сербов и македонцев», стр. 200. В монастыре Хиландар был известный переписчик Иов, (третья четверть 14 века). Он оставил списки Псалтири, Триоди постной, Хроники Гергия Амартола, Сборник великопостных проповедей Иоанна Златоуста и других отцов. Ср. Дж.Трифунович, Инок Исайя, стр.25.

Л.Павлович, то же стр. 201

Душан Митошевич,”Монастырь Нимник», стр. 13–14.Ср. Л.Павлович, цит.соч., стр 232 — называет его «анонимный святитель». Иосиф Веселич («Описание монастырей Сербии», Белград 1867,147), также подтверждает это предание, но он приводит и другое предание об отроке Николе, сыне овдовевшего священника, принявшего постриг. Он погиб от руки гайдуков, от могилы начали происходить чудеса и монахи сохранили ее. Существует также предание о том, что здесь похоронена девочка, убитая гайдуками, которых она случайно застала за ограблением монастыря. Так это место получило название «святыня». Вероятно, речь идет о каких–то более поздних традициях, перемешавшихся со старыми (Ср. Д.Митошевич, то же, стр. 34–35).

Литература о св.Иоанне Стеницком — Милисав Протич,”Св. мученик Иоанн Стеницкий», Православие № 221,1.07.76, стр. 8–9. Радомир Станич,”Неизвестная запись в Ежевице»,Белград 1974, Сообщения, Белград X.

Ср. Л.Стоянович, Мих. Ризнич, «Древние останки в Звишском районе», стр. 36,55. Дж.Трифунович,”Деспот Стефан Лазаревич» ,Литературные труды 1979, стр.187–188. Об иноке из Далшы см. литературу — Д.Богданович «История древней сербской литературы», стр.221. Инок из Далшы снова вернулся в Хиландарский монастырь.

О Ресавской школе написано много. Особого внимания заслуживает сборник «Моравская школа и ее время». Богданович «История древней сербской литературы», стр. 190–234.